Образовательные программы:
Аналитическая химия;
Биохимия;
Химическая технология и промышленная безопасность;
Химия
ФГОС, ОП, примерные учебные планы
Образовательная программа «Химия»
Профессиональную подготовку студентов обеспечивают преподаватели кафедры неорганической химии, химической технологии и техносферной безопасности; кафедры аналитической химии и экспертизы; кафедры физической химии; кафедры органической химии.
Квалификация: бакалавр.
Срок обучения: 4 года
Цели образовательной программы: подготовка бакалавров, способных использовать базовые теоретические и практические знания для решения профессиональных задач в области химии и объектов окружающей среды, химической экспертизы и экологической безопасности, неорганического и органического синтеза, химии природных и биологически активных соединений.
В основе образовательной программы лежит обучение современным методам химического анализа промышленных и природных объектов, сочетающее глубокие знания химии, математическую подготовку и профессиональное владение вычислительной техникой; формирование личностных и профессиональных качеств, необходимых для успешного выполнения различных видов профессиональной деятельности.
Областями профессиональной деятельности и сферами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу широкого профиля, являются:
Образование и наука (в сфере профессионального и дополнительного профессионального образования; в сфере научных исследований).
Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок).
Выпускники также могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
Выпускники бакалавриата направленности «Программа широкого профиля» готовы к решению задач в следующих сферах деятельности:
научно-исследовательская
осуществление научно-исследовательской деятельности по решению задач химической направленности (подготовка объектов исследования, выбор технических средств и методов испытаний, проведение научно-исследовательских работ);
обработка и анализ результатов экспериментов и наблюдений, оформление результатов исследований, формулировка выводов.
технологическая
выполнение профессиональных задач в области химической технологии (оптимизация существующих процессов, совершенствование методов получения продукции, контроль качества сырья и готовой продукции и др.).
педагогическая
организация учебной деятельности по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации;
разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и ДПП.
Объектами профессиональной деятельности выпускников программы являются: химические элементы и химические соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества) и материалы на их основе, полученные как в результате химического синтеза (лабораторного, промышленного), так и выделенные из природных объектов.
Основные предметы при обучении на направлении «Химия»
Направление «Химия» предполагает углубленное изучение базовых предметов: химии, физики, математики, информатики, основ биологии и экологии, безопасности жизнедеятельности, иностранного языка, экономики, русского языка и деловой коммуникации и др.
Много времени студенты уделяют изучению химических дисциплин – общая химия, химия элементов, неорганическая, аналитическая, физическая, коллоидная химия, химическая технология, кристаллохимия, высокомолекулярные соединения, химические основы биологических процессов, а также узконаправленным предметам:
физические методы исследования
физико-химические методы исследования,
основы физико-химического анализа
информационные технологии в химии
методы контроля объектов окружающей среды,
химии твердого тела,
методологии поиска химической информации и др.
В результате обучения по данному направлению студент приобретает следующие компетенции:
Владеет базовыми знаниями о современной научной картине мира на основе положений, законов и методов математических и естественных наук.
Владеет базовыми знаниями в области информатики, навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, способностью приобретать новые знания, используя современные информационные технологии.
Владеет знаниями основ экономики при решении социальных и профессиональных задач.
Способен планировать и проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, применять расчетно-теоретические методы для изучения свойств веществ и процессов с их участием с использованием современной вычислительной техники, владеет навыками использования современной аппаратуры.
Способен обрабатывать, анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ химической направленности.
Способен представлять результаты своей работы в устной и письменной форме в соответствии с нормами и правилами, принятыми в профессиональном сообществе.
Способен выбирать и использовать технические средства и методы испытаний для решения научно-исследовательских задач в профессиональной области.
Владеет основными химическими, физическими и техническими аспектами химического промышленного производства с учетом методов безопасного обращения с химическими материалами.
Способен выбирать и использовать технические средства и методы исследования для решения технологических задач.
Реализация образовательной программы подготовки по направлению «Химия» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, которые имеют базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимаются научной и/или научно-методической деятельностью. Не менее 70% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, имеют ученые степени кандидата или доктора наук. При этом ученую степень доктора наук или ученое звание профессора имеют не менее 10% преподавателей. К образовательному процессу привлечено не менее 10% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений Перми.
Во время учебы студенты занимаются научно-исследовательской работой, участвуют в конференциях. Производственную и учебную практику проходят в лабораториях на химических, фармацевтических, целлюлозно-бумажных производствах, а также в научно-исследовательских институтах и общеобразовательных учреждениях.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Химический факультет Пермского университета располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы студентов, которые предусмотрены образовательной программой и учебным планом подготовки бакалавров по направлению «Химия».
Проведение учебного процесса обеспечено:
лекции − различной аппаратурой, помогающей лектору демонстрировать иллюстративный материал: мультимедийное оборудование, проекторы, экраны.
семинарские занятия − компьютерами для проведения вычислений и использования информационных систем; занятия по иностранному языку – лингафонными кабинетами.
лабораторные работы − широким набором химических реактивов и лабораторной посуды, а также современным учебным, учебно-научным и научным оборудованием в соответствии с программами лабораторных работ.
Предполагаемые сферы профессиональной деятельности выпускников:
Выпускники трудоустраиваются в качестве сотрудников промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и организаций, аналитических центров и лабораторий; в учреждения и организации, занимающиеся разработкой, исследованием и производством лекарственных веществ; разработками и исследованиями в области химии окружающей среды, химической экспертизы и экологической безопасности продуктов питания.
Наиболее распространенными профессиями для студентов, окончивших бакалавриат по направлению «Химия», являются: химик, геохимик, биохимик, химик экспертно-криминалистической лаборатории, инженер-химик
лаборант химического анализа.
Бакалавр, освоивший образовательную программу высшего образования по направлению «Химия», подготовлен для продолжения образования в магистратуре по любой магистерской программе направления 04.04.01 «Химия».