Фактчекинговая проверка сообщения: ЕГЭ изобрели в США, чтобы контролировать образовательный уровень детей с отклонениями. 02.11.2023.
ЕГЭ изобрели в США, чтобы контролировать образовательный уровень детей с отклонениями, а правительство РФ стало использовать данную примитивную систему, разрушив лучшую систему образования. Так ли это, разбираемся в совместном проекте ПГНИУ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Данный тезис широко цитируется в русскоязычной зоне интернета, разойдясь в тысячах копий (порой на достаточно статусных ресурсах, таких, как «Урок.рф» или «АСТВ.ру», «Учёба.ру» и др.). Первоисточником является фраза из интервью Елены Тимошкиной, шеф-редактора издания «Правда.Ру» с председателем центрального совета Национального родительского комитета Ириной Волынец. Он заявлен буквально в начале интервью, где критически разбирая стандарты современного российского образования, И. Волынец сетует, что «с переходом на Болонскую систему образования у нас теряются основы, которые были заложены еще Ломоносовым», при этом «учитель перестал быть наставником, он стал исполнителем по договору об оказании образовательных услуг».
И. Волынец, действительно, отчасти путает ЕГЭ с другой известной аббревиатурой, IQ, также имеющей отношение к определению умственных способностей и первоначально созданной для того, чтобы выявить тех детей, которым необходима помощь и поддержка в обучении, основы которой были заложены в начале 1900-х французом Альфредом Бине в 1916 году доработаны американцем Льюисом Терменом в Странфордском университете (шкала Странфорд-Бине) и усовершенствованы далее американцами Дэвидом Векслером и британцами Гансом Айзенком и Джоном Рейвеном.
Ряд публикаций указывает на то, что ЕГЭ впервые появился во Франции в 1966–1967 годах после признания бывших французских колоний независимыми государствами («Столком.com», «Город Нальчик»). Францию заполонили потоки афро-иммигрантов, которые в поисках работы и лучшей жизни стремились в Европу. Уровень образования в бывших колониях был очень низким; для выходцев из тех мест был придуман простой тестовый экзамен, после которого они могли поступать во французские вузы. Этот опыт оказался неудачным: поступившие по этому экзамену оказались неспособны нормально учиться; начались массовые отчисления студентов, что стало во Франции одним из поводов для молодёжной революции 1968 года. Другие публикации также возводят ЕГЭ к французскому опыту, но более раннему: ещё в 1808 году при Наполеоне появился экзамен БАК (фр. BAC), сокращение от слова бакалавриат (baccalauréat); сдавший его уже в 18 лет зовется бакалавром («Известия», «Мел»).
Автором идеи единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов (Информационно-справочный портал «ГлавСправ»). В. Филиппов полагал, что ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную и объективную проверку знаний выпускников. В пользу ЕГЭ высказывались и иные доводы:
— система позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах;
— выявлять достойных абитуриентов в провинции,
— позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания;
— частично компьютеризированная проверка позволяет сэкономить время и деньги;
— сходство ЕГЭ с практикой экзаменов в развитых странах со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах, и др.
Однако практика показала, что расчёты В. Филиппова и других сторонников ЕГЭ оправдались далеко не в полном объёме.
Обращаясь ко второй части сообщения «…правительство РФ стало использовать данную примитивную систему, разрушив лучшую систему образования», отметим, что действительно проведение ЕГЭ за свою двадцатилетнюю историю спровоцировало разбирательства и инциденты, было высказано немало критики, часто – в плане того, что он подтачивает лучшее в достижениях советской системы образования. Против проведения ЕГЭ в своё время высказались ректоры крупнейших вузов Москвы; ряд публичных фигур отозвались предельно резко о ЕГЭ (С. Кара-Мурза, М. Задорнов).
Среди доводов против ЕГЭ можно отметить следующие:
— понижение творческого, рационального начала, мыслительных навыков;
— наличие некорректносоставленных заданий и спорных вариантов ответов;
— ЕГЭ не помогает избежать коррупции, вводит новую форму взяток;
— ЕГЭ по неязыковым предметам нельзя сдавать на языках народов РФ.
Итак, подытожим.
Автор исходного сообщения ошибается с констатацией, что ЕГЭ первоначально появилось в США. Скорее всего, прототип ЕГЭ раньше всего появится во Франции и был связан с необходимостью оперативного тестирования малообразованных граждан из бывших французских колоний в середине – конце 1960-х годов. В исходном тезисе более уместно было связывать с англоязычным миром начало практики тестов IQ, первоначально внедрявшуюся для того, чтобы выявить детей, которым необходима помощь и поддержка в обучении.
Эффективность и результативность ЕГЭ как системы тестов для поступления в российские вузы продолжает оставаться дискуссионным моментом.