Факультеты

Поиск

Мы в сети

Наша группа ВконтактеМы в ТелеграмМы в Яндекс ДзенМы в ОдноклассникахВидео на ЮтубМы в Rutube









 

 

Положение ног коня у скульптуры рассказывает о причине смерти всадника?

Фактчекинговая проверка сообщения: Положение ног коня у скульптуры рассказывает о причине смерти всадника. 17.10.2023.

Положение ног коня у скульптуры рассказывает о причине смерти всадника. Так, например, если у лошади две передние ноги в воздухе – значит человек погиб в бою. Правда ли это — разберёмся в совместном проекте ПГНИУ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
 
7 июля 2023 года в телеграм-канале «Brainstorm» было опубликовано сообщение о том, что в подавляющем большинстве случаев среди памятников со всадниками на конях прослеживаются определённые закономерности. Например,«если у лошади две передние ноги в воздухе – значит человек погиб в бою; если одна нога в воздухе – человек погиб от полученных травм в бою; если же все ноги на земле – человек умер естественной смертью».
 
Телеграм-канал «Brainstorm» позиционирует себя как канал, публикующий «Факты о которых возможно ты не знал» (прим. ред. — орфография и пунктуация сохранены). Однако, новость о том, что положение ног у памятников имеет значение, далеко не новая и распространяется по сети уже более 13 лет. Проследим маршрут этой новости.
 
О том, что якобы количество опорных ног у конных статуй зависит от того, каким образом лишились жизни их наездники, одними из первых в российском интернет-сегменте написали журналисты издания «Росбалт»(2010 г.). Источником, на который ссылается «Росбалт», является российский портал YoRead. Цитируя YoRead, «Росбалт» пишет, что исследование проводили британские учёные. Утверждается, что было исследовано свыше 40 тыс. статуй разных эпох — от древнего Рима до наших дней — и в результате исследования удалось установить некие закономерности, которых придерживаются люди при возведении статуй. В данный момент, ресурс YoRead недоступен, и найти оригинал статьи о конных статуях невозможно, как и оригинальное исследование британских учёных. Одно из самых ранних упоминаний этой теории встречается в туристическом путеводителе по Чикаго «Руки по Чикаго» (Hands On Chicago) 1987 года.
 
В 2012-2016 годах эта информация появлялась на различных русскоязычных развлекательных ресурсах, таких как QuizzClub.comи в пабликах «ВКонтакте», также этой теорией интересовались пользователи различных сервисов ответов на вопросы («Большой вопрос», «Ответы.Mail.ru»).
 
В последние годы новость о конных статуях продолжает периодически всплывать в новостной повестке. Так, практически без изменений, новость вновь появилась на сайте Ramblerв апреле 2021 года, а в декабре того же года издание «Men Today» опубликовалоопровержение этой теории.
 
Очередную волну актуальности новость получила в 2023 году: журналисты, используя свои навыки фактчекинга, провели свои проверки правдивости этой теории. Так, в феврале 2023 новость о конных скульптурах попала в подборку«Проверка слуха. Современные мифы: правда или фейк?» от «Ъ FM», в подкаст «Скульптурная история»от «Ъ FM» и «Проверено».
 
Давайте разберёмся, правдива ли теория,связывающая смерть всадника с положением ног у лошади, на которой они сидят?В России есть памятники, подтверждающие эту теорию. Например, памятник Александру III в Санкт-Петербурге изображает императора на коне, все четыре ноги которого стоят на земле. По теории конной скульптуры, это означает естественную смерть императора. Известно, что Александр III скончалсяв 1894 г. от последствий нефрита.
 
Памятник Багратиону в Москве также подтверждает эту теорию. Его конь изображен с одной поднятой ногой, что якобы означает смерть от ран, полученных в бою. Генерал Петр Иванович Багратион был ранен в Бородинском сражении 1812 г. и позднее умер от гангрены(осколок ядра, попавший в кость ноги, стала причиной развития гангрены).
 
В своём разборе«Ъ FM» характеризует эту теорию не иначе как миф, так как расследователям не удалось найти подобных правил «в серьезных изданиях, посвященных искусству». «Кажется крайне маловероятным, чтобы глобальная традиция, существуй она на самом деле, могла веками передаваться от мастера к мастеру без какой-либо фиксации в письменных источниках», — пишут журналисты Ъ.
 
Несмотря на то, что эта легенда стала популярна в рунете в 2010-2020 гг., американские журналисты изучали её ещё в 1980х годах. Так, в 1982 году теорией заинтересовались в американской газете The Washington Post. В Вашингтоне больше конных статуй, чем в любом другом городе США, и только 10 из 30 статуй (33%) следуют теории, связывающей смерть всадника с положением ног у лошади, на которой они сидят. «Большинство историков искусства отрицают существование такой конвенции и указывают на множество статуй, которые ее нарушают», — пишут журналисты The Washington Post и добавляют, что скорее всего,«скульпторы просто делают, что хотят».
 
В 1989 году к легенде обратились авторы популярной американской колонки вопросов и ответов The Straight Dope. Журналисты обратились в Центр военной истории армии США, где им подтвердили, что такой традиции никогда не существовало. Также журналисты изучили 18конных памятников из разных городов мира и выяснили, что только 8 из 18 фигур (44%) соответствуют теории, поэтому нельзя однозначно утверждать о том, что эта легенда правдива.
 
Вернёмся к российским памятникам. Так, например, памятник Николаю I установлен на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге и представляет собой его конную статую. Две передних ноги коня находятся в воздухе, что должно означать, что император погиб в бою. Однако это не так, по официальной версии он скончалсяв 1855 г. из-за воспаления легких (пневмонии).
 
«Медный всадник» на Сенатской площади в Санкт-Петербурге тоже не является подтверждением этой теории: скульптура изображает Петра I на коне, две передних ноги которого оторваны от земли. Однако, как известно, Пётр I скончалсяв 1725 г. в Зимнем дворце от азотемии, развившейся из-за аденомы предстательной железы или стриктурыуретры. «По замыслу Фальконе (прим. ред. — автор «Медного всадника»), Пётр представлен верхом на вздыбленном коне, который поднялся на полном скаку по крутой скале и остановился на вершине у края обрыва. Вздыбленный конь и сам всадник, устремлённый вперёд, олицетворяют собой силу и мощь движения», — пишет журналистка “Epoch Times” Любовь Михайлова в статье о творчестве Фальконе. Это подтверждает доводы “The Washington Post” о том, что скульпторы изображали всадников так, как считали нужным для создания художественного образа, а не в соответствии с традицией, связывающей смерть всадника с положением ног у конной скульптуры.
 
Из вышесказанных фактов можно сделать вывод: положение ног лошади на конных статуях не может указывать на причину смерти всадника. Это миф, с 1980-х годов блуждающий по западным, а с 2010-х годов и по российским средствам массовой информации. Научных источников, подтверждающих эту теорию, не существует. Положение ног лошади на конных статуях определяется лишь художественным видением скульптора и может быть скорее выразительным средством, чем символом. Примером тому могут послужить многие известные памятники.