Факультеты

Поиск

Мы в сети

Наша группа ВконтактеМы в ТелеграмМы в Яндекс ДзенМы в ОдноклассникахВидео на ЮтубМы в Rutube









 

 

Разница скоростей поручня и ступеней сделана для поддержания пассажира в тонусе?

Фактчекинговая проверка сообщения: Cтупени и поручни эскалатора движутся с разной скоростью намеренно28.10.2023.

В соцсетях и блогах пользователи сообщают, что разница скоростей поручня и ступеней сделана для поддержания пассажира в тонусе. Так ли это, разбираемся в совместном проекте ПГНИУ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа»28.10.2023.
 
Информация о том, что ступени и поручни эскалатора движутся с разной скоростью намеренно, спорадически распространяется в русскоязычном сегменте интернета, на протяжении около десяти лет. Удалось обнаружить обсуждения вопроса о скорости разных частей эскалатора на различных форумах: «Слышал точку зрения что это сделано специально что бы не засыпали на эскалаторе. Поручень едет и нужно переставлять руку» – 2012 г., «Поручень и ступени на эскалаторе движутся с разной скоростью во всем мире. Сделано это специально для того, чтобы снизить травматичность автоматических лестниц. Когда пассажир едет вниз, поручень едет медленнее ступеней, чтобы пассажир отклонялся назад. Во время движения наверх поручень едет чуть быстрее, чтобы пассажир наклонялся вперед» – 2015 г. Эти ответы пользователей представляют разную интерпретацию причин различной скорости движения, однако их объединяет убежденность в том, что такая скорость систем эскалатора установлена намеренно.
 
Ярким примером подобной публикации может послужить размещенный на платформе LiveJournal материал с заголовком «Зачем сделали разную скорость движения поручня и ступенек эскалатора в метро». «Когда эскалаторы только появились, самые острые на язык горожане любили шутить о том, что пассажиров метрополитена намеренно лишают комфортных поездок на движущихся лестницах, чтобы они по дороге не засыпали и не расслаблялись. Самое смешное, что в некоторым смысле разница скоростей поручня и ступеней сделана именно для поддержания пассажира в тонусе. Дело в том, что если бы ручка двигалась с той же скоростью, то на выходе с эскалатора пассажир метро попадал бы в травмоопасную ситуацию. Виной всему инерция: на выходе с едущих ступеней скорость тела достаточно высокая. Если в момент схождения не отпустить руку с ленты, то можно легко потерять равновесие и упасть, но только при том условии, что поручень движется с той же скоростью, что и ступени» – пишет пользователь.

В самой публикации основной нарратив подобных сообщений (скорость поручней и ступеней различается, «чтобы они (пассажиры) по дороге не засыпали и не расслаблялись») осмысляется в ироническом ключе, однако вслед за этим тезисом автор соглашается с народной трактовкой явления и даже предпринимает попытку дать этому факту научное объяснение («виной всему инерция»). Отметим, что представленное обоснование в тексте блога является авторской интерпретацией, опирается исключительно на опыт и знания анонимного пользователя.

Этот материал получил распространение на информационных ресурсах (например, текст публикации был дословно воспроизведен на развлекательном портале Billionnews в 2020 году и в социальной сети ВКонтакте в 2022 году).
 
Как правило, распространение нарратива о намеренной установке разной скорости частей эскалатора на пользовательских платформах служит информационном поводом для активизаций опровергающих материалов в СМИ. Такой пик сообщений был отмечен в 2020 году, когда и был опубликован рассматриваемый материал. Так, в «РИА Новости» в 2020 году выходит заметка «Эксперты объяснили, почему поручень движется быстрее эскалатора в метро», которая цитирует Telegram-канал «Дептранс Москвы». В сообщении говорится, что «скорость движения поручня эскалатора зависит от приводного блока, а скорость движения лестничного полотна — от электродвигателя. От трения блок постепенно стирается, поэтому его изначально изготавливают с небольшим запасом. Со временем приводной блок изнашивается. Если он новый, то поручень немного опережает лестничное полотно, а если подходит срок его замены — то он движется немного медленнее ступенек». Из объяснения департамента транспорта видно, что разница в скорости ступеней и поручней эскалатора связана с его конструктивными особенностями, а не с желанием работников метрополитена обеспечить повышенное внимание пассажиров.
 
Публикации, содержащие это объяснения, можно зафиксировать и в более ранний период. «Российская газета» в 2018 году размещает материал «В метро рассказали, почему поручень движется быстрее ступеней», в котором приводит комментарий уже сотрудников петербургского метро: «У двух механизмов разные скорости работы и синхронизировать их теоретически можно, но это требует больших трудозатрат. Их в подземке не считают целесообразными, поскольку скорость поручня всего на два процента выше той, с которой движется эскалатор». Как видно из комментария, объяснение вновь фокусируется на механической части работы эскалатора, а не на «тонусе пассажиров».
 
Кроме того, приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 488 об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах" действительно устанавливает ограничение разницы скоростидвижения поручней от скорости движения лестничного полотна в 2%.
 
Таким образом, самовоспроизводящийся нарратив о заботливых сотрудниках метрополитена, устанавливающих разную скорость ступеней и перил эскалатора для поддержания внимания пассажиров и их безопасности связан, во-первых, с отсутствием представления о конструктивных особенностях устройства эскалатора, во-вторых, с народным представлением о поездке на эскалаторе как о высокорисковом мероприятии, требующем от пассажиров сосредоточенности.