Факультеты

Поиск

Мы в сети

Наша группа ВконтактеМы в ТелеграмМы в Яндекс ДзенМы в ОдноклассникахВидео на ЮтубМы в Rutube









 

 

Иван Михайлович Захаров, зав. кафедрой (1944–1948, 1950–1956)

Создатель кафедры русского языка и общего языкознания

ИВАН МИХАЙЛОВИЧ ЗАХАРОВ
(1885–1958)

Иван Михайловича Захаров – создатель кафедры языкознания Пермского университета. Он возглавил (сначала как и. о.) кафедру языкознания 15 сентября 1944 г., через год после освобождения из ГУЛАГа и через три года после восстановления историко-филологического факультета.
Сын оренбургского казака, учителя казацкой школы, позже принявшего сан служителя православного культа, он родился 3 января 1885 года в станице Верхне-Увельская Оренбургской губернии. Среднее образование получил в оренбургской семинарии. В 1910 году с отличием окончил историко-филологический факультет Казанского университета (славяно-русское отделение) С этого, 1910 года жизнь Ивана Михайловича то в большей, то в меньшей степени связана с Пермью.
Та кафедра, которой руководил Иван Михайлович 15 лет, складывалась непросто. В 1916 г. она начиналась, затем гражданская война, перестройка факультета как основы педагогического института. Приехавшие молодые тридцатилетние ученые-лингвисты, будущие академики (С. П. Обнорский, Л. А. Булаховский, К. К. Буга), в год открытия (в октябре 1916 г.) Пермского университета, оставались в Перми, к сожалению, недолго, т. к. с 29 декабря 1918 г. по июнь 1919 г. Пермь была в руках белых (Колчака).
 
После прихода белых, по свидетельству Ивана Михайловича, он был командирован правительством Колчака «в Петровск-Забайкальский для открытия там реального училища. С приходом туда Красной Армии был избран на первый съезд трудящихся Забайкалья, где состоял председателем школьной секции... По окончании работы съезда был избран членом президиума Нарревкома и состоял зав. отделом народного образования Петровска-Забайкальского. Осенью 1920 г. вернулся в Пермь».
 
В 1920 г. Иван Михайлович преподает на рабфаке при университете и в педагогическом техникуме. Продолжая начатые в Петровске-Забайкальском исследования по методике, готовит свои публикации. В Перми он издает свои первые научные работы. Разносторонний и талантливый человек, И. М. Захаров был полон интересных мыслей не только по вопросам преподавания русского языка, но и по многим проблемам зарождающейся стилистики русского языка. В 1920-1930 гг. он продолжает публиковать свои новые работы, которые обратили на него внимание педагогической общественности, работников вузов, и он получает приглашения на работу из нескольких городов СССР.
 
В 1930/31 учебном году Иван Михайлович работает доцентом в Горском пединституте во Владикавказе.
Затем три года (с 1931 по 1934) Иван Михайлович работает в Московском пединституте в должности доцента. Кроме этого, он ведет занятия, читает лекции, занимается научной работой в Центральном научно-исследовательском методическом институте, где он является старшим научным сотрудником.
В 1934 году И. М. Захаров с женой возвращаются в Пермь. Возможно, это связано с постоянными арестами в среде лингвистов в Москве. Он получает приглашение работать в новом Пермском пединституте. Вскоре он становится заведующим кафедрой русского языка, а затем и деканом литературного факультета.
 
23 февраля 1938 г. И. М. Захаров был арестован по обвинению в том, что является участником диверсионной повстанческой эсеровской организации.
В 1941 г. был восстановлен историко-филологический факультет. Приказом № 128 от 16 сентября 1941 г. деканом факультета был назначен Алексей Петрович Пьянков. С 1 октября 1941 г. в число студентов факультета зачислен 21 будущий филолог и 26 будущих историков. Встал вопрос о преподавателях. Преподаватели-филологи работали в педиституте. 14 ноября 1941 г. ректор университета профессор Р. В. Мерцлин подписал приказ № 155 «В целях рационализации руководства учебно-исследовательской, педагогической и методической работой произвести с 1 октября объединение университетских кафедр литературы и языкознания. Заведование этой кафедрой поручить и. о. профессора Шамрай А. Ф. с освобождением от заведования кафедрами доц. Генкель М. А. и и. о. доц. Тупицына А. Д.». Судя по тексту приказа, были более ранние приказы, касающиеся М. А. Генкель и А. Д. Тупицина.
И. М. Захаров из заключения был освобожден 15 февраля 1943 г. С 1 августа 1943 г. по 1 сентября 1945 г. Иван Михайлович – научный сотрудник Института усовершенствования учителей г. Молотова (так называлась Пермь до 1957 г.), с октября того же 1943 г. Иван Михайлович – и. о. доцента кафедры языкознания Пермского университета.
 
С 15 сентября 1944 г. И. М. Захаров – и. о. заведующего кафедрой языкознания университета. На кафедре работает ряд преподавателей Молотовского пединститута. И. М. Захаров пытается формировать университетскую кафедру языкознания, пока же сам начинает читать курсы «Введение в языкознание», «Современный русский язык», спецкурс по стилистике. На кафедру приглашаются новые преподаватели. Практические занятия по языкознанию ведет B. C. Фан-Юнг, украинский язык – выпускница Харьковского университета О. М. Петюнина, белорусский язык – только что окончившая Пермский университета Ф. Л. Скитова.
С апреля 1946 г. Иван Михайлович приказом ректора назначается заведующим кафедрой языкознания. Этому назначению предшествовала характеристика, подписанная проректором университета профессором Г. А. Максимовичем: «И. М. Захаров читает лекции по современному русскому языку, истории русского языка, старославянскому языку. Он проявил себя как знающий и опытный языковед, читает лекции на высоком теоретическом уровне и методически умело преподносит материал студентам, обладает способностями к учебно-организационной работе. И. М. Захаров может быть выдвинут на должность зав. кафедрой языкознания».
 
В 1946 г. И. М. Захаров награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Постепенно кафедра языкознания расширяется. Появляются новые преподаватели, шире становится круг научных проблем и изучаемых студентами дисциплин.
Ивана Михайловича все более интересуют проблемы стиля. Он организует при кафедре стилистический кружок, на заседаниях которого студенты рассматривали вопросы языка и стиля писателей, особенностей языка фольклора. Первым старостой кружка была М. Кожина. Позже в качестве лаборанта кафедры работает будущий профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, будущий автор многих работ по теории стилистики, написавшая в 1948 г. под руководством И. М. Захарова дипломную работу о стиле романа М. Шолохова «Тихий Дон», только что окончившая университет Маргарита Николаевна Кожина.
Интересовали Ивана Михайловича и вопросы исторического изменения языка. Но на беду Ивана Михайловича и кафедры в целом для работы на кафедру языкознания был послан профессор Воробьев, отрекомендовавшийся как последователь «марксистского» учения академика Марра и противник «буржуазного» (сравнительно-исторического) языкознания.
 
Присланный министерством, Л. Н. Воробьев прошел конкурс на должность зав. кафедрой языкознания, хотя позднее оказалось, что он не оправдал надежд как специалист высокой квалификации. 26 октября 1948 г. И. М. Захаров пишет в ректорат заявление: «В связи с прибытием к месту работы избранного Ученым Советом университета на должность зав. кафедрой языкознания профессора Воробьева прошу освободить меня от занимаемой должности». Иван Михайлович оставлен на кафедре в должности доцента. Зав. кафедрой профессор Л. Н. Воробьев читает спецкурс пятикурсникам по проблемам яфетической теории Марра, жестко противопоставленной сравнительно-историческому методу. По этой же проблематике профессор Воробьев вел и спецсеминар. Иван Михайлович, воспитанный на идеях сравнительно-исторического языкознания казанской лингвистической школы, не читал (старался не читать) лекций по проблемам яфетического языкознания. В этом отношении до приезда Л. Н. Воробьева кафедру выручали преподаватели из пединститута. После появления на кафедре Л. Н. Воробьева покинул университет доцент П.Г.Стрелков. Как-то незаметно для студентов в начале 1950 г. профессор Воробьев исчез из университета. Иван Михайлович снова становится зав кафедрой языкознания.
 
В 1950 г. уехала в аспирантуру Ленинградского отделения Института языкознания АН СССР М. Н. Кожина, а после защиты диссертации вернулась на кафедру в Пермский университет. В аспирантуру города Ярославля к профессору Миртову уехали Ольга Ивановна Богословская и Михаил Федорович Власов, писавшие дипломные работы по проблемам стилистики под руководством Ивана Михайловича. Через несколько лет Иван Михайлович примет их, уже защитивших диссертации, на кафедру.
 
Кафедра русского языка и общего языкознания сложилась. Иван Михайлович был центром кафедральной жизни.
Наиболее близкими ему темами стали темы стиля. Не случайно большинство студентов, работавших с ним, занимались проблемами стиля (профессор М. Кожина, профессор Е. Иванова-Янковская, доценты О. Богословская. М. Власов, Е. Голушкова). Захаров рассматривал и определял различия между общенародным, народно-разговорным, литературным языком. Профессор М. Н. Кожина считает, что Иван Михайлович, обращаясь к рассмотрению актуальных и не решенных до сих пор проблем, хотел выяснить взаимоотношения литературного языка и языка художественной литературы, а также специфики языка художественных произведений. При этом он дал целый проспект по методике анализа художественного текста, предвосхищая оформление этой новой вузовской дисциплины. Е. А. Голушкова считает, что И М. был первым, кто занимался лингвистическим анализом текста.
 
Ивана Михайловича интересовала сравнительная стилистика, стиль разных авторов в сравнении, по материалам лексики, по материалам синтаксиса. Иван Михайлович все послелагерные годы работает еще и над учебником по синтаксису русского языка. Он написал «Синтаксис», но издать не успел.
В марте 1955 г. Ивану Михайловичу объявлена реабилитация: «по вновь открывшимся обстоятельствам».
 
В феврале 1958 г. Иван Михайлович выходит на пенсию. Зав. кафедрой стала М. А. Генкель, в какой-то степени его воспитанница.
Он умер в мае 1958 г. В памяти тех, кого он учил, с кем работал, он остается прежним Иваном Михайловичем, с живыми насмешливыми или грустными глазами, строгим и добрым руководителем (курсовой, дипломной, диссертационной работы или кафедры). Он собрал сильную кафедру, в которую вливались и где воспитывались интересные ученые, что позволило Марии Александровне привести кафедру к ее «золотому веку».
События жизни Ивана Михайловича потрясающим образом сопряжены с историей России первой половины XX века.
 
Н. П. Потапова