Факультеты

Поиск

Мы в сети

Наша группа ВконтактеМы в ТелеграмМы в Яндекс ДзенМы в ОдноклассникахВидео на ЮтубМы в Rutube









 

 

Раиса Фёдоровна Яшенькина

РАИСА ФЁДОРОВНА ЯШЕНЬКИНА
(14 июня 1935 года)
 зав. кафедрой зарубежной литературы (1977–1988)


Раиса Фёдоровна Яшенькина родилась 14 июня 1935 года в селе Дубасово в Пензенской области.
 
В 1938 году семья Раисы Фёдоровны переехала в Челябинск, где в 1943 году она поступила, а в 1953 году закончила школу № 1.
 
Р. Ф. Яшенькина преподавала в Пермском государственном университете полвека: с 1960-го по 2010-й год.
 
В 1953–1957-м годах училась в Челябинском пединституте (отделение русского языка и литературы историко-филологического факультета), получив диплом с отличием по специальности «Русский язык и литература».
 
В 1957 году переехала с мужем в г. Мичуринск (в связи с переводом А. А. Бельского в Мичуринский пединститут), где 1957–1958-м годах училась и также с отличием закончила историко-филологический факультет Мичуринского пединститута Тамбовской области (специальность «История»).
 
В 1958 году переехала с мужем в Пермь. С 1958-го по 1960-й годы преподавала в школах рабочей молодёжи (№ 17, № 2).
 
С декабря 1960 года начала работать на кафедре русской и зарубежной литературы Пермского университета.
 
В 1965–1968 годах училась в аспирантуре кафедры философии Пермского госуниверситета, защитив диссертацию с присвоением учёной степени кандидат философских наук. Её научным руководителем был М. Ф. Овсянников, заведующий кафедрой эстетики и декан философского факультета МГУ. Учёба в аспирантуре оказала на неё большое влияние: М. Ф. Овсянников смог показать ей, что эстетика – отнюдь не сухое философствование, что она проистекает из живых творческих процессов. Р. Ф. Яшенькина смогла реализовать эту идею на примере творчества И. Бехера; в 1969 году была опубликована её монография «Эстетика Иоганна Бехера».
 
В 1968–1975 годах – старший преподаватель, затем –  доцент кафедры научного коммунизма Пермского госуниверситета.
 
В 1975–1977 годах – старший научный сотрудник Пермского госуниверситета.
 
С 1977 года, после смерти А. А. Бельского, возглавила созданную им в 1964 году кафедру зарубежной литературы Пермского госуниверситета. В должности заведующего кафедрой проработала до 1988 года. В этот период Р. Ф. Яшенькина выступает также как руководитель направления «Художественные закономерности развития мирового литературного процесса» (научный консультант – Р. В. Комина).
 
Под её руководством кафедра упрочила научные связи (возникшие ещё при А. А. Бельском) с ведущими российскими учёными-зарубежниками (А. С. Дмитриев, А. С. Мулярчик, В. Н. Богословский, И. Ф. Волков, Ю. В. Ковалёва, Э. Ф. Осипова и др.), сотрудничая с ними в межвузовских сборниках. Кафедра расширила направления научной работы: к существующим направлениям исследования немецкой, английской литературы добавилась американистика.
 
С 1988 по 2004 Р. Ф. Яшенькина – доцент, с 2004 по 2010 годы – профессор кафедры зарубежной литературы.
 
На кафедре Раиса Фёдоровна читала общие курсы по зарубежной литературе – «Романтизм», «Реализм», «Литература 1871–1917 гг.», спецкурс «Западноевропейская литературно-эстетическая традиция и эстетика романов Ф. М. Достоевского», осуществляла специализации студентов по проблемам «Литературно-эстетические традиции и взаимодействия», «Русско-зарубежные типологические связи и схождения», «Поэтика эстетических систем в зарубежной литературе XIX–XX веков». На занятиях Р. Ф. Яшенькину отличало умение убеждать, глубина и логика выражения мысли, эмоциональная подача материала, умение побудить слушающих к активному обсуждению материала.
 
В своём раннем научном творчестве Раиса Фёдоровна обращалась к проблемам эстетики в немецкой философии и литературе. В рамках этого направления были опубликованы монографии «Эстетика Иоганнеса Бехера» (1969) и учебное пособие «Гомеровский эпос в эстетике Гегеля» (1975).
 
В 1978 году она выпустила учебное пособие «Становление историзма в западноевропейской литературе». Сделанные там выводы базировались на изучении исторического и художественного мышления О. Бальзака и романтического сознания XIX века в Германии.
 
С 1980-х годов её научные исследования также были связаны с проблемой взаимодействия романной эстетики и поэтики западного романа и романа Ф. М. Достоевского.
 
Таким образом, начиная уже с 1960-х годов  Раиса Фёдоровна занималась изучением литературы XIX-го века. Идея рассмотрения эстетической системы в развитии привела к тому, что романтизм и реализм стали основными предметами её научных интересов.
 
Особенно плодотворными для исследователя стал рубеж 1990–2000-х годов.
 
Прежде всего здесь нужно отметить две книги, посвящённые романтизму: «Из истории зарубежной литературы: проза французского романтизма: Текст лекций» (Пермь, 2000) и «Проза немецкого романтизма: текст лекций» (Пермь, 2006). В первой книге проблемно-тематическое и структурно-художественное своеобразие двух этапов французского романа были представлены на примере творчества крупнейших писателей – Ф.-Р.-О. Шатобриана, Ж. де Сталь, Б. Констана, Ш. Нодье, Э.-П. де Сенанкура, А. де Виньи. Завершал характеристику исследуемого периода литературного развития анализ поэтики исторического романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери». Во второй книге исследовалась проза немецкого романтизма трёх этапов. Романтизм здесь был рассмотрен как эстетическая система, в которой идёт становление основных прозаических жанров нового времени – романа, новеллы, повести; особенности жанровой поэтики, романтической характерологии осмыслялись здесь как в национально-исторической самобытности, так и через соотнесение с общетиплогическими закономерностями романтизма.
 
Реализм как художественная система и как литературное направление также являлся объектом постоянных научных изысканий Р. Ф. Яшенькиной. Их результатом стало несколько книг, выпущенных в соавторстве с Б. М. Проскурниным.
 
Первой из них стало учебное пособие 1993 года «Из истории зарубежной литературы XIX века. Французские реалисты: Стендаль, Бальзак, Мериме». Здесь романы и повести, являющиеся классическими для данной художественной школы («Красное и чёрное» и «Пармская обитель» Стендаля, «Хроника времён Карла IX» Мериме, «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Кузина Бетта» Бальзака), анализировались с точки зрения генезиса и эволюции романа, поэтики жанров, сюжетостроения и характерологии.
 
За этой книгой в 1994 году последовала вторая, «Из истории зарубежной литературы 1830–1870 гг. Выпуск 2. Английские реалисты: Ш. Бронте, Диккенс, Теккерей». Авторы показали здесь, что анализируемые в книге писатели открыли новый этап в развитии английской литературной традиции. Важнейшим в исследовании стало современное (свободное, насколько возможно, от прежних социологизированных рамок) прочтение наиболее ярких произведений этого этапа  –  «Домби и сын», «Дэвид Копперфилд», «Крошка Доррит», «Большие надежды» Диккенса, «Ярмарка тщеславия», «Генри Эсмонд» Теккерея, «Джен Эйр» Ш. Бронте и др. Эти произведения были проанализированы в перспективе развития эстетической системы реализма. Р. Ф. Яшенькиной были написаны здесь введение главе о Ч. Диккенсе, разбор его романов «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Домби и сын», «Дэвид Копперфилд», «Тяжёлые времена» и романа «Ярмарка тщеславия» У. М. Теккерея.
 
От исследований классического реализма первой половины XIX века последовал переход к его второму, заключительному этапу – реализму II половины XIX века – в книге 1996 года «Из истории зарубежной литературы 1830–1870-х годов. Западноевропейский реализм после 1848 г.».
 
При анализе произведений Г. Флобера, Ш. Бодлера, Дж. Элиот, Т. Шторма, и других европейских писателей здесь было показано проблемно-тематическое и структурно-художественное новаторство европейской литературы после 1848 года. Особый акцент был сделан на непрерывности развития критического социального реализма как художественной системы (одна из ключевых идей, которой долгие годы придерживалась Р. Ф. Яшенькина как исследователь). Другая важнейшая идея книги – в том, что специфика реализма на данном этапе была связана с переносом центра тяжести в эстетическом освоении реальности с социальных процессов на их основного носителя  и выразителя – человека, его личность и внутренний мир. Вкладом Раисы Фёдоровны в это издание стали части о творчестве Ш. Бодлера, немецкой литературе (разбор произведений В. Раабе, Т. Шторма, Т. Фонтане).
 
Три пособия, посвящённых реализму как художественной системе и литературному направлению, сложившемуся в XIX веке, были состыкованы и объединены в важнейшей работе, с огромным успехом опубликованной московским издательством «Флинта-Наука» «История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза». Книга стала популярной по всей России: она заполнила большую лакуну, имевшуюся на тот момент в осмыслении реализма, позволив уйти от подчёркнуто социализированных трактовок произведений этой школы советского времени (которые были уже мало уместны в новый, постсоветский период). В условиях аксиологического вакуума, когда ещё в стране в целом не возникло новой парадигмы оценок не только литературных, но и в целом жизненных, бытийных явлений, авторы этой книги обозначили переход к более глубоким, универсальным, общечеловеческим ценностям.
 
Примечательно, что такой важнейший, переломный для осмысления классического реализма шаг был сделан именно пермскими, а не столичными исследователями; это стало высочайшим триумфом пермской литературоведческой школы в целом! Нелишне добавить, что этот триумф был подготовлен десятилетиями внимательного, тщательного, системного изучения зарубежной литературы в Пермском университете, и важную роль в этом изучении смогла сыграть Р. Ф. Яшенькина.
 
Для данной книги она написала общее введение, введение в немецкую литературу, части о творчестве Бальзака, Мериме, Раабе, Шторма, Фонтане, о романах Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба, «Домби и сын, «Дэвид Копперфилд, Теккерея «Ярмарка тщеславия».
 
Добавим, что пособие «История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза» было рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов РФ по педагогическому образованию для студентов педагогических вузов по специальности 021700 (Филология), и было издано четырежды (!) – в 1998, 2004, 2006 и 2008 годах.
 
Пятой и последней из серии книг о реализме, написанных в соавторстве с Б. М. Проскурниным, являлось издание 2010 года «Из истории зарубежной литературы 1830–1870-х годов. Зарубежная поэзия 1830–1870-х годов (Генрих Гейне, Шарль Бодлер, Уолт Уитмен)». Творчество трёх великих поэтов было осмыслено в контексте общей динамики реалистической эстетики 1830–1870-х годов. В характеристике их художественных систем был выделен ряд системообразующих сквозных принципов реализма: социальная аналитичность, историзм, особенность идеала. В то же время, анализируя жанровые особенности лирических книг поэтов, своеобразие художественной образности и лирического героя, авторы пришли к выводу о соприродности романтизма индивидуальному характеру поэтических систем этих поэтов в силу развитости личностного содержания. Произведения трёх поэтов были рассмотрены как вид авторской лирики, когда Я художника и лирического героя, будучи доминантными элементами поэтической структуры и содержания произведений, отражают существенные стороны исторической эпохи и состояние мира.
 
Р. Ф. Яшенькиной здесь были написаны разделы «От авторов», «Поэзия Генриха Гейне» и «Поэзия Шарля Бодлера».  В целом в этой работе мысль авторов особенно отличает особенная тонкость, глубина и полнота оценок; очевидно также, что прошлые находки, сделанные ранее Раисой Фёдоровной при осмыслении романтизма как художественной системы, пригодились и здесь. Творчество каждого из поэтов удалось осмыслить здесь как самодостаточную эстетическую целостность, избежав соблазна однозначно отнести его к реалистическому или романтическому методу.
 
Это пособие стало последней книгой, выпущенной Р. Ф. Яшенькиной в стенах Пермского университета: год публикации книги стал также датой её выхода на пенсию, очертив ровно полвека (с 1960 по 2010 год) работы в вузе.
 
Раиса Фёдоровна воспитала целую плеяду учеников, благополучно защитивших кандидатские диссертации. Часть их работает  (Л. В. Братухина, А. В. Пустовалов), или работали (В. М. Зарипова, Т. Г. Вилисова,  З. М. Кашафутдинова) в Пермском университете; кто-то после защиты покинул альма-матер (И. Н. Клепацкая, возглавлявшая во ВКИУ кафедру иностранных языков), в Германию уехал А. В. Медведев, в Кубанский университет – Л. П. Башмакова.
 
Р. Ф. Яшенькина была ответственным редактором, а позже – членом редакционной коллегии межвузовского сборника научных трудов «Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX–XX веков». Кроме того, она являлась членом парткома университета, партгруппоргом литературоведческих кафедр филологического факультета, руководителем теоретических семинаров кафедр романо-германской специальности и Пермской художественной галереи, несколько лет возглавляла научно-методический совет по литературе и искусству пермской областной организации общества «Знание», вела преподавательскую работу в Вечернем институте марксизма-ленинизма, Зональной комсомольской школе, являлась пропагандистом районного, городского и областного комитетов КПСС, регулярно выступала с лекциями на городских и районных семинарах пропагандистов, а также в Гремячинске, Березниках, Лысьве, Чайковском и других городах, воспитывая у слушателей умение самостоятельно оценивать явления литературы, искусства, морали.
 
За свою работу – преподавательскую, научно-исследовательскую, агитационо-пропагандистскую – Р. Ф. Яшенькина награждалась Почётными грамотами общества «Знание», Дзержинского РК КПСС, Пермского ОК КПСС, Пермского госуниверситета (1969, 1974, 1974, 2005), её портрет был занесён на городскую Доску почёта (1979), Министерство образования и науки Российской Федерации наградило еѐ нагрудным знаком «Почётный работник Высшего профессионального образования» (2009).
 
 
 
Список научных работ Р. Ф. Яшенькиной
 
Монографии, учебные пособия, тексты лекций
 
1. Яшенькина Р. Ф., Проскурнин Б. М. Из истории зарубежной литературы. Зарубежная поэзия 1830–1870-х годов (Генрих Гейне, Шарль Бодлер, Уолт Уитмен). Пермь, ПГУ, 2010. 153 с.
 
2. Пустовалов А. В., Яшенькина Р. Ф. Информационные технологии в освоении зарубежной литературы (на примере курса "Романтизм"). Пермь, 2007. 216 c.
 
3. Яшенькина Р. Ф. Проза немецкого романтизма. Пермь, 2006. 156 с.
 
4. Проскурнин Б.  М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX века: западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. Изд-во Флинта: Наука. М., 1998, 2004, 2006, 2008. 416 с.
 
5. Яшенькина Р. Ф. Проза французского романтизма. Из истории зарубежной литературы. Текст лекций. Пермь, 2000. 170 c.
 
6. Проскурнин Б.  М., Яшенькина Р. Ф. Из истории зарубежной литературы 1830–1870-х годов. Западноевропейский реализм после 1848 г. Пермь, ПГУ, 1996. 228 с.
 
7. Проскурнин Б.  М., Яшенькина Р. Ф. Из истории зарубежной литературы 1830–1870 гг. Выпуск 2. Английские реалисты: Ш. Бронте, Диккенс, Теккерей. Пермь, 1994. 152 с.
 
8. Проскурнин Б.  М., Яшенькина Р. Ф. Из истории зарубежной литературы XIX века. Французские реалисты: Стендаль, Бальзак, Мериме.  Пермь, 1993. 80 с.
 
9. Яшенькина Р. Ф. Литература и перестройка. Пермь, ПГУ, 1989. 1.8 п.л.
 
10. Яшенькина Р. Ф. Актуальные проблемы социалистического реализма. Учебное пособие. Пермь, ПГУ, 1984. 76 с.
 
11. Яшенькина Р. Ф. Становление историзма в западноевропейской литературе XIX в. Учебное пособие. Пермь, ПГУ, 1978. 92 с.
 
12. Яшенькина Р. Ф. Коммунизм и гуманизм. Пермь, 1975. 1,5 п.л.
 
13. Яшенькина Р. Ф. Гомеровский эпос в эстетике Гегеля. Учебное пособие по спецкурсу. Пермь, ПГУ, 1975. 40 с.
 
14. Яшенькина Р. Ф. Эстетика Иоганна Бехера. Монография. Пермь, 1969. 142 с.

Статьи
 
Яшенькина Р. Ф. Тема искусства в романе Т. Манна «Доктор Фаустус» // История зарубежных литератур. Ученые записки. Т. XXIII. Выпуск 2. Пермь, 1962. С. 84–101.
 
Яшенькина Р. Ф. Роман А. Зегерс «Седьмой крест» – произведение социалистического реализма // Проблемы метода и стиля в прогрессивной литературе Запада. Ученые записки. Пермь, 1966. 0,5 п.л.
 
Яшенькина Р. Ф. Мир и герой в романе Э. Штриттматтера «Чудодей» (Идейно-художественные принципы и проблема личности) // Проблемы метода и стиля в прогрессивной литературе Запада XIX // Проблемы метода и стиля в прогрессивной литературе Запада XX века. Учёные записки № 188. Пермь, 1968. С. 323–350.
 
Яшенькина Р. Ф. И. Бехер о роли наследия Гете в развитии самосознания немецкого романа // Проблемы метода и стиля в прогрессивной литературе Запада XX века. Пермь, 1968. С. 19–38.
 
Яшенькина Р. Ф. Традиции классической эстетики в осмыслении И. Бехера (к проблеме художественного образа) // Проблемы метода и стиля в прогрессивной литературе Запада XX века. Пермь, 1968. С. 39–57.
 
Яшенькина Р. Ф. Диалектика характеров и обстоятельств в современном немецком романе социалистического реализма // Проблемы прогрессивной литературы Запада XVII–XX веков Пермь, 1972. С. 5–18.
 
Яшенькина Р. Ф. О партийности искусства (к проблеме единства социального и эстетического аспектов) // Проблемы прогрессивной литературы Запада XVII–XX веков Пермь, 1972. С. 341–350. 0,5 п.л.
 
Яшенькина Р. Ф. Учебник по зарубежной литературе XIX века. Рецензия, (в соавторстве с А. А. Бельским) // Проблемы метода, жанра, стиля в прогрессивной литературе Запада XIX–XX-х веков. Выпуск 1 (301). Пермь, 1975. С. 219–223. 0,4 п.л.
 
Яшенькина Р. Ф. К вопросу об историзме в изучении романтического сознания и романтического искусства в Германии // Проблемы метода, жанра и стиля в прогрессивной литературе Запада XIX–XX-х веков. Выпуск 2. Пермь, ПГУ, 1976. С. 9–24.
 
Яшенькина Р. Ф. О философско-эстетическом содержании категории «художественный конфликт» // Эстетические категории в литературоведческом и искусствоведческом анализе. Всесоюзная научная конференция. Тезисы докладов. ДГУ, Днепропетровск, 1978. 0,2 п.л.
 
Яшенькина Р. Ф. К вопросу об историзме в эстетике Бальзака // Реализм в зарубежных литературах XIX–XX веков. Саратов, 1979. 1 п.л.
 
Яшенькина Р. Ф. Своеобразие художественного метода Г. Б. Клейста в драме «Принц Гомбургский» // Метод и мировоззрение. ЛГУ, Ленинград, 1979.
 
R. F. Yaschenkina, I. W. Druschinina. Sowjetische Literaturwissenschaft über das schaffen Kleists // Wweimarer Beiträge. Mft 5, 1979. 151–162.
 
Яшенькина Р. Ф. К вопросу об историзме в эстетике Бальзака // Реализм в зарубежных литературах XIX–XX веков. СГУ, Саратов, 1979. 1 п.л.
 
Клепацкая И. Н., Яшенькина Р. Ф. Проблема конфликта в «австралийском цикле» Дж. Олдриджа // Из истории реализма в литературе Англии. Пермь, 1980. 146 с. С. 136–143.
 
Яшенькина Р. Ф. Исповедь Ипполита Терентьева из романа Ф. М. Достоевского «Идиот» и новелла Ф. Кафки «Превращение» // Зарубежный роман. Пермь, 1982. 0,9 п.л.
 
Шихова И. В., Яшенькина Р. Ф. Метафизическое и конкретно-историческое в романе К. Э. Портер «Корабль дураков» // Литературные традиции в зарубежной литературе XIX–XX веков. Пермь, 1983. 0,5 п.л.
 
Яшенькина Р. Ф. Миф-история и современность в романе Т. Манна «Доктор Фаустус» // Метод, жанр, стиль в зарубежной литературе. Москва, 1983. 0,5 п.л.
 
Яшенькина Р. Ф. Роман Г. Канта «Остановка в пути»: герой и авторская ирония // Проблемы романтизма и реализма в западноевропейских литературах XIX–XX веков. Пермь, Деп.ИНИОН АН СССР №1704 от 10.04.1984. Указатель: Новая литература по общественным наукам. Литературоведение. 1984, №7.
 
Яшенькина Р. Ф. Марксистско-ленинское учение об историзме и становление историзма в западноевропейской литературе // Актуальные проблемы филологии. Пермь, 1986. 0,2 п.л.
 
Яшенькина Р. Ф. О формах выражения авторской позиции в историко-художественном повествовании // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX–XX веков. Пермь, 1986. С. 118–130.
 
Яшенькина Р. Ф. Авторская позиция и особенности повествования в исторической повести Г. Грасса «Встреча в Тельгте» // Проблема метода и поэтики в зарубежной литературе XIX–XX веков. Пермь, 1987. С. 145–152.
 
Яшенькина Р. Ф. Повесть К. Вольф «Кассандра» (история, миф и литературная традиция) // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX–XX веков. Пермь, 1988. 0,5 п.л.
 
Яшенькина Р. Ф. Введение // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX-XX веков. Пермь, 1990. 0,25 п.л.
 
Яшенькина Р. Ф. Шиллеровская цитата в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX–XX веков. Пермь, 1990. 0,9 п.л.
 
Яшенькина Р. Ф. «Кузина Бетта» О. де Бальзака и «Село Степанчиково и его обители» Ф. М. Достоевского. Эстетика характера // Материалы Всероссийской конференции «Литературный процесс и литературные взаимодействия». Ижевск, 1991. 0,2 п.л.
 
Яшенькина Р. Ф. «Бесы» Ф. М. Достоевского и «Антихристианин» Ф.Ницше (к проблеме антихристианской традиции) // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX–XX веков. Пермь, 1992. С. 50–58.
 
Яшенькина Р. Ф. «Кузина Бетта» О. де Бальзака и «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX–XX веков. Пермь, ПГУ, 1992. С. 25–31.
 
Яшенькина Р. Ф. Традиции Клейста и особенности поэтики женских характеров в романах Ф. М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы» // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX–XX веков. Пермь, ПГУ, 1995. С. 56–64.
 
Яшенькина Р. Ф. Западноевропейская эстетическая традиция и поэтика романа Ф. М. Достоевского // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX–XX веков. Пермь, ПГУ, 1996.
 
Яшенькина Р. Ф. Поэтика рассказов В. Борхерта и литературно-эстетический контекст // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX–XX веков. Пермь, ПГУ, 1997. С. 72–83.
 
Яшенькина Р. Ф. "Национальный роман" А. де Виньи  "Сен-Мар" и особенности развития французского исторического романа // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. Пермь, ПГУ, 1999. С. 28–43.
 
Яшенькина Р. Ф. Шиллеровская цитата в философско-культурном контексте романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Мир славянских, германских и романских культур: их взаимодействие в языке и литературе. Пермь, ПГУ, 2000. С. 225–231.
 
Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. О новациях в вузовском изучении зарубежной литературы XIX века (соотношение общего и историко-литературного и спецкурсного начал) // Университетское образование. Университеты в формировании специалиста XXI века. Вестник Пермского университета. Выпуск 4. Пермь, ПГУ, 2000. 0,5 п.л.
 
Яшенькина Р. Ф. Христианско-гуманистические детерминанты в католических характерах Г. Грина и традиции Ф. М. Достоевского // Изменяющийся языковой мир. Тезисы докладов международной конференции. Пермь, ПГУ, 2001.
 
Яшенькина Р. Ф. Христианско-гуманистические детерминанты в католических характерах Г. Грина и традиции Ф. М. Достоевского // Изменяющийся языковой мир. Пермь, 2002. С. 87–95.
 
Яшенькина Р. Ф. Западная культурная традиция и «русская идея» в романах Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Подросток» // Межкультурная коммуникация. Пермь, ПГУ, 2004. С. 59–66.
 
Яшенькина Р. Ф. "Сквозная идея" чтения общих литературных курсов (о соотношении "спецкурсности" и общего начала в изучении историко- литературного курса) // Учебный процесс в современной высшей школе: содержательные и научно-методологические проблемы. Материалы международной научно-методической конференции. Пермь. Пермский университет, 2004. С. 244–245.
 
Яшенькина Р. Ф. Западная культурно-историческая традиция и "русская идея" в романах Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" и "Подросток" // Международная коммуникация. Межвузовский сборник научных трудов.- Пермь, ПГУ, 2004. С. 60–68.
 
Яшенькина Р. Ф. Любовь и вера в романах "Тесные врата" А. Жида и "Конец одной связи" Г. Грина // Библия и национальная культура. Межвузовский сборник научных статей и сообщений. Пермь, ПГУ, 2004. С. 120–121.
 
Яшенькина Р. Ф. "Каин" Байрона и бунт Ивана Карамазова // Вестник Пермского университета. Серия «Иностранные языки и литературы». Пермь, ПГУ, 2007. С. 13–17.
 
Яшенькина Р. Ф. Проблема жанровой типологии раннеромантического немецкого романа // Мировая литература в контексте культур. Сб. материалов международной научно-практической конференции "Иностранные языки и литература в системе регионального высшего образования и науки (12 апреля 2006 г.), посвященной 90-летию Пермского государственного университета). Пермь, ПГУ, 2006. С. 209–215.
 
Яшенькина Р. Ф. Историзм и историческое в романе Р. П. Уоррена "Дебри" // Мировая литература в контексте культуры. Сб. материалов междунар. науч. конф. Иностранные языки и литературы: актуальные проблемы методологии исследования". Пермь, ПГУ, 2007. С. 163–169.
 
Кашафутдинова З. М., Яшенькина Р. Ф. Натурфилософская традиция в повести Фридриха де Ла Мотт Фуке "Ундина" // Мировая литература в контексте культуры: сб. материалов междунар. науч. конф. Иностранные языки и литературы: актуальные проблемы методологии исследования". Пермь: Пермский университет, 2007. С. 194–200.
 
Яшенькина Р. Ф. Роман У. М. Теккерея "Ярмарка тщеславия": автор-игра-модусы повествования // Иностранные языки и литература. Вестник пермского университета. «Иностранные языки и литературы». Выпуск 5(2). Пермь, ПГУ, 2008. С. 6–9.
 
Кашафутдинова З. М., Яшенькина Р. Ф. "Ундина" Фуке как литературная традиция ("Ундина уходит" И. Бахман) // Мировая литература в контексте культуры Сб. статей по материалам Международной научной конференции (12 апреля 2008 г.) и Всероссийской научной конференции (19 апреля 2008 г.). Пермь, ПГУ, 2008. С. 159–163.

А. В. Пустовалов