Пермские школы терминоведения, переводоведения и метафорологии – научные и образовательные бренды кафедры лингводидактики, факультета СИЯЛ и Пермского университета.
Лидером Пермской школы терминоведения является профессор Л.М. Алексеева.
В 1999 г. Л.М.Алексеева была удостоена звания Лауреата премии РоссТерма им. П.А. Флоренского за вклад в развитие отечественного терминоведения. В 2006 г. исследования Л.М. Алексеевой в области терминоведения получили высокую оценку на международном уровне: ей была присуждена Международная премия Австрийского отделения ЮНЕСКО, Международного центра по терминологии (INFOTERM), – Eugen Wüster Special Prise (Специальная премия им. О. Вюстера).
Деривационные и когнитивные аспекты терминологии представлены в исследованиях профессора С.Л. Мишлановой, а также в работах М.А. Хрусталевой, А.А. Филипповой, А.М. Гуреевой, С.В. Струговой, М.Г. Заседателевой, О.Б. Бурдиной.
С 2001 г. члены кафедры лингводидактики участвуют в Европейском симпозиуме по терминологии (European Symposium on LSP), который на протяжении более тридцати лет проводятся в крупнейших городах Европы (и, соответственно, в самых престижных европейских университетах). Ведущий специалист Европы в области профессиональной коммуникации, почетный профессор Г. Пихт читал циклы лекций по терминологии в Пермском университете (2006, 2008, 2012 гг.).
В качестве признания достижений в исследовании терминологии пермскими учеными можно рассматривать предоставление Пермскому университету права проведения XVIII Европейского симпозиума по терминологии 2011 г. (впервые в России).
Второе научное направление по изучению метафоры осуществляется под руководством профессора С.Л. Мишлановой.
Когнитивно-дискурсивные исследования являются особенно востребованными при изучении метафоры в языке науки и выявлении специфики метафорического терминопорождения (Алексеева 1998, Мишланова 2002). Исследования метафоры в разных типах дискурса выполняются на основе критического анализа метафоры (Уткина, Мишланова 2008; Полякова 2011; Ивинских 2012; Ковязина 2012; Тарасова 2013; Исаева, Мишланова 2014).
Члены кафедры регулярно участвуют в международных конференциях, в том числе конференциях, посвященных исследованию метафоры, таких как конференции Ассоциации научно-практических исследований метафоры (RaAM) и Стокгольмский фестиваль метафоры (2011-2014), Амстердамской зимней школе метафоры (2012, 2013).
С 2013 г. кафедра проводит в Пермском университете Международную летнюю школу метафоры (Metaphor in Science 2013; Metaphor in Translation 2014; Metaphor in Intercultural Communication 2015; Metaphor in Arts 2016; Metaphor beyond Linguistics 2017, Metaphor in Education 2018, Metaphor in Education 2019, Metahpor in Education 2020).
В 2013 г. в рамках реализации договора о сотрудничестве со Свободным университетом Амстердама ведущий специалист в области исследования метафоры Г. Стейн читал в ПГНИУ цикл лекции о метафоре в языке и дискурсе.
В 2015 г. проф. Б. Мун из Университета Дельта, штат Миссиссиппи, США принимала участие в Летней школе метафоры.
С 2015 г. постоянными участниками Международной школы метафоры являются ведущие специалисты университетов-партнеров (проф. Майк Лосавио, Джон Кросс, Дебора Килиин, Адель Эльмаграби, Университет Луисвилла, проф. Элина Ерзикова, ЦМУ, проф. Б. Мун, Кристи Риддл, Мишель Джохансен, Джо Лейн).
В 2016 г. Г. Стейн выступил с пленарным докладом на Международном симпозиуме «Метафора как средство коммуникации знаний», посвященной 100-летию Пермского университета (Metaphor as a means of knowledge communication 2016).
Третье научное направление кафедры – деривационные основы теории и практики перевода. Вопросы семиотики перевода получили дальнейшее развитие в работах по специфике научного перевода (Алексеева) и типологии художественного перевода (Алексеева, Шутемова), а также в учебных пособиях и статьях сотрудников кафедры (Л.Г. Лапина, Е.В. Лапина, Т.Ю. Вавилина, Е.М. Плюснина).
Новое, уникальное направление кафедры – исследования транссемиотических компетенций (терминологической, метафорической, переводческой), технологии интегративного обучения, направленные на обучение языку с учетом предметного содержания, а также технологии проектного обучения, среди которых наиболее значимыми оказываются международные телеконференции и телемосты, международные лингвострановедческие проекты (Германия, Италия, Корея), театрализация, цифровая дидактика.
Междисциплинарные исследования и проекты осуществляются кафедрой совместно с другими кафедрами внутри факультета СИЯЛ, другими кафедрами и факультетами ПГНИУ (юридическим факультетом, ФСФ, ИПФ, биологическим, геологическим, физическим и др.). Целый ряд проектов был осуществлен совместно с кафедрой психологии развития в 2009–2010 гг., 2015–2016 гг., 2016–2017 гг., 2018–2019 гг.
Международные научные и образовательные проекты кафедры осуществляются с университетами Великобритании (Университетом Брукс, университетом университетами США (Центральным Мичиганским университетом (с 2009), с Университетом Дельта, штат Миссиссиппи (с 2012), с Университетом Луисвилля, штат Кентукки с 2011), университетом Люненбурга (Германия), с университетом Флоренции (Италия). На данный момент ведется работа по взаимодействию с Университетом Трансильваля, штат Кентукки.