Образовательные программы:
Биомедицинские технологии;
Биоразнообразие и живые системы;
Биотехнология;
Экспериментальная биология
ФГОС, ОП, примерные учебные планы
Вступительные экзамены, минимальные баллы
Контрольные цифры приема
Обучение в бакалавриате по образовательным программам (профилям) направления 06.03.01 Биология составляет 4 года. За этот период студенты получают базовое высшее биологическое образование. Они изучают фундаментальные дисциплины о природе и обществе: геологию, физику, химию, биологию, социологию, философию, а также математику, информатику, иностранный язык. Основной объём часов приходится на собственно биологические дисциплины, освещающие различные уровни организации живого. При изучении цитологии, молекулярной биологии, биофизики и биохимии у студентов формируется всестороннее представление о строении и функционировании клетки.
В учебных планах направления подготовки «Биология» представлены, четыре учебные практики, включая групповую проектную работу и научно-исследовательскую работу, позволяющие студентам познакомиться с местной флорой и фауной, а также освоить методы полевых исследований, получить навыки работы в команде и освоить методику научного исследования. Производственная практика проходит в различных организациях и предприятиях, являющихся работодателями выпускников.
Обучающиеся по направлению подготовки 06.03.01 Биология имеют возможность со 2 курса выбрать профильность своего дальнейшего образования.
Образовательная программа «Биомедицинские технологии»
Актуальность программы определяется тем, что она направлена на подготовку кадров для работы в глобально развивающихся областях биологии, таких как биомедицина, биоинженерия и здоровье человека. Эти научные направления находятся на стыке нескольких дисциплин, совершенствуя применение генно-инженерных методов. Преимущества программы заключаются в фундаментальной общебиологической подготовке студентов и междисциплинарном подходе. В числе основных учебных курсов – микробиология, биология клетки, биофизика, генетика человека, генетический анализ, иммунология и пр. Особое внимание уделяется математике, физике, химии, вычислительной биологии – дисциплинам, крайне важным для успешной работы в области наукоемких технологий. Открытие этой программы – это конгломерат науки и образования, основанный на интенсивной фундаментальной подготовке студентов в первые годы обучения и дальнейшего наращивания профессионального обучения с вовлечением студентов в научные исследования в научно-исследовательских институтах Пермского края, что даст толчок в развитии инновационных технологий.
Конкурентные преимущества образовательной программы – фундаментальная общебиологическая подготовка студентов и междисциплинарный подход, возможность получить прикладную подготовку по применению современных методов в области биохимии, генетического анализа, в области структурной и функциональной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности животных и человека. Такая подготовка будет обеспечивать способность изучать, анализировать и применять современные научные достижения в области фундаментальной медицины, способность проводить исследования с использованием информационно-коммуникационных технологий – владение методами анализа данных, работа с образцами клеток, участие в проведении передовых с точки зрения биологии и технологий экспериментов в сотрудничестве с ведущими специалистами Института экологии и генетики микроорганизмов УРо РАН, владение современными инструментами, владение технологиями.
Наличие в учебном плане большого количества практик и проектной деятельности, связанных с возможными практиками в лабораториях Института экологии и генетики микроорганизмов УРо РАН и Федеральном научном центре медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения, даст возможность по окончании бакалавриата иметь опыт и умение заниматься проектной деятельностью в области биологии.
Профессия будущего
Хорошее знание статистики, биоинформатики и IT-технологий в биологии и медицине.
Углубленное изучение курсов биомедицинского профиля: анатомия человека, физиология человека, избранные главы физиологии человека, биохимические исследования медико-биологических процессов, диагностика дизрегуляционных и патологических процессов, иммунная и нейроэндокринная регуляция и др.
Существенное увеличение объема преподавания дисциплин IT-технологий: современные цифровые технологии, основы программирования на Python, современные технологии анализа данных, основы биоинформатики и т.д.
Области и сферы профессиональной деятельности
Изучение, использование и анализ биологических объектов и процессов для ведения профессиональной деятельности в области биомедицинских технологий. Проведение экспериментальных исследований и испытаний в области биологии и биомедицины.
Основные образовательные результаты
– развитие навыков использования средств анализа баз данных для создания и реализации проектов в области биомедицины;
– приобретение знаний о современных тенденциях в области современной биологии и биомедицины;
– практико-ориентированный подход к обучению, особое внимание в программе уделяется приобретению практических навыков работы в современной лаборатории; доступны дисциплины, охватывающие весь спектр современных биологических и биохимических исследований в области биомедицинских технологий;
– формирование компетенций, направленных на аналитические и исследовательские способности выпускников;
– формирование практических навыков работы в организациях – базах практик по всей Российской Федерации и Пермского края.
Рынки труда для выпускников
– Институт экологии и генетики микроорганизмов УРо РАН;
– Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения;
– Государственные и частные фармакологические компании;
– Институты министерства здравоохранения РФ;
– Ведущие вузы биологического и молекулярно-биологического профиля;
– В производственной сфере – Компания ИБИОКОМ, ООО Бактерицид, ООО ПРИРОДА-ПЕРМЬ.
После успешного окончания обучения выпускники могут продолжить обучаться в магистратуре по направлению «Биология», после окончания магистратуры есть возможность продолжить обучение в аспирантуре по научным специальностям в области биологических наук.
Образовательная программа «Биоразнообразие и живые системы»
Открытие образовательной программы «Биоразнообразие и живые системы» обусловлено необходимостью более детального и комплексного изучения живых систем и объектов для формирования точной информационной базы и получения комплексных оценок о разведанных запасах природных и биологических ресурсов. Возрастающая антропогенная нагрузка на природные сообщества поставила мировое сообщество на грань экологического бедствия, что обусловило резкое снижение запасов биологических ресурсов. Запасы некоторых из них сократились в десятки раз. Многие виды занесены в Красную книгу РФ и мира. Сокращаются площади зон по сохранению биоразнообразия. Возросла мутагенность среды.
Это комплексная образовательная программа нацелена на изучение биоразнообразия, экологии и оценки биоресурсов для формирования более продуктивного использования биоресурсов Пермского края, повышения биопродуктивности и рекреационного использования территорий, обеспечения биобезопасности, а также региональных планов по использованию территорий с точки зрения охраны биоресурсов, прогнозирования изменения природных и природно-антропогенных экосистем (ландшафтов) в зонах техногенного воздействия разной интенсивности.
Конкурентные преимущества образовательной программы
Комплексное изучение живых организмов и систем для более эффективного восстановления и рационального использования биоресурсов, получение знаний в области информационных технологий анализа и баз данных по биоресурсам.
Области и сферы профессиональной деятельности
Исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы.
Основные образовательные результаты
– развитие навыков использования средств анализа баз данных для создания и реализации проектов в области биологии и экологии;
– приобретение знаний о современных тенденциях в области морфологии, анатомии, физиологии, биологии размножения, географического распространения и экологии растений, грибов и животных.
– приобретение знаний о современных тенденциях в области морфологии, анатомии, физиологии, биологии размножения, географического распространения и экологии растений, грибов и животных;
– знание принципов ведения кадастра, мониторинга, оценки состояния окружающей среды, оценки и восстановления биоресурсов;
– готовность участвовать в планировании и проведении мероприятий по управлению и оптимизации природопользованием и т.д.;
– приобретение навыков работы в полевых условиях на учебных практиках по Биоразнообразию водорослей и грибов, высших растений, зоологии беспозвоночных и позвоночных животных;
– формирование компетенций, направленных на аналитические и исследовательские способности выпускников
– формирование практических навыков работы в организациях – базах практик по всей Российской Федерации и Пермского края
Рынки труда для выпускников
– Центры по восстановлению и мониторингу биологических ресурсов;
– Бизнес ориентированные центры по предоставлению научно-производственных услуг;
– Природоохранные организации, ООПТ;
– Научные центры;
– Образовательные учреждения;
– Российский центр защиты леса;
– Рослесозащита;
– Бюро охраны природы;
– ООО Техносфера;
– Пермохота;
– ГосНИОРХ.
Запросы потенциальных работодателей на подготовку
– специалистов в области сбора и обработки полевой информации по биоресурсам, владеющих широким спектром методов лабораторной обработки с применением информационных технологий;
– специалистов, умеющих применять биологические методы и технологии оценки биоресурсов;
– научных работников, специализирующихся в области разработки методов и технологий для анализа данных;
– специалистов в области природоохранных технологий.
После успешного окончания обучения выпускники могут продолжить обучаться в магистратуре по направлению «Биология», после окончания магистратуры есть возможность продолжить обучение в аспирантуре по научным специальностям в области биологических наук.
Образовательная программа «Биотехнология»
Открытие образовательной программы «Биотехнология» обусловлено новыми вызовами быстрорастущих рынков биотехнологической продукции, прежде всего, в области экологии, сельского хозяйства и медицины. Необходимость научных заделов в области биотехнологий даст возможность расширить использование биотехнологий для массового производства продукции с новыми свойствами и сохранения ресурсного потенциала. Сегодня, говоря о биотехнологии, мы подразумеваем методы производства нужных нам материалов и продуктов с использованием живых организмов, культивируемых в искусственной среде клеток и разнообразных биологических процессов. На текущий момент объектами биотехнологии чаще всего становятся микроорганизмы, а также отдельно взятые клетки животных или растений.
Конкурентные преимущества образовательной программы
Комплексный подход к изучению дисциплин в области современной биологии и биотехнологии. Программа дает фундаментальные знания по клеточной и молекулярной биологии, математике, биоинформатике, химии и биотехнологии, а также развивает навыки научно-исследовательского и практического подхода к решению широкого спектра проблем в данных направлениях науки.
Области и сферы профессиональной деятельности
Изучение, использование и анализ биологических объектов и процессов для ведения профессиональной деятельности в области биотехнологий. Проведение экспериментальных исследований и испытаний в области биотехнологий.
Основные образовательные результаты
– развитие навыков использования средств анализа баз данных для создания и реализации проектов в области биологии и экологии;
– приобретение знаний о современных тенденциях в области современной биологии и биотехнологии;
– практико-ориентированный подход к обучению: особое внимание в программе уделяется приобретению практических навыков работы в современной лаборатории; доступны дисциплины, охватывающие весь спектр современных биотехнологий, а также имеется возможность прохождения практики в научно-исследовательских организациях и биотехнологических компаниях;
– формирование компетенций, направленных на аналитические и исследовательские способности выпускников;
– формирование практических навыков работы в организациях – базах практик по всей Российской Федерации и Пермского края
Рынки труда для выпускников
– Активно-развивающиеся биотехнологические производства;
– Бизнес-структуры;
– Инновационные научные и образовательные центры: Бирюч – центр;
– ИЭГМ УрО РАН;
– Институт экологии растений и животных РАН;
– Ботанический сад ПГНИУ.
После успешного окончания обучения выпускники могут продолжить обучаться в магистратуре по направлению «Биология», после окончания магистратуры есть возможность продолжить обучение в аспирантуре по научным специальностям в области биологических наук.
Образовательная программа «Экспериментальная биология»
Образовательная программа включает в себя освоение молекулярных механизмов наследственности и адаптации биохимических процессов в организмах к изменяющимся условиям окружающей среды; овладение базовыми знаниями по молекулярно-генетическому анализу популяций растений, рыб, человека, ДНК-диагностики широкого спектра, основ биоинформатики, новых генетических технологий и молекулярных основ биоинженерии.
В процессе обучения студенты познакомятся с уникальными коллекциями штаммов микроорганизмов, освоят навыки работы с современной аппаратурой и оборудованием для проведения фундаментальных научных исследований по проблемам биохимии и молекулярной биологии, микробиологии, генетики, продиктованных инновационным развитием науки и наукоемких технологий в России.
Конкурентные преимущества выпускника образовательной программы «Экспериментальная биология» – в сочетании базовых фундаментальных общебиологических знаний и набора ключевых компетенций, являющихся основой для научно-исследовательской и профессиональной деятельности.
Базы практики обучающихся:
Академические институты РАН (Институт экологии и генетики микроорганизмов Уральского отделения Российской академии наук (ИЭГМ УрО РАН), ФГБУН «Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук» ПФИЦ УрО РАН НИИ Сельского хозяйства «Пермский», ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» и др.).
Трудоустройство выпускников
Клинико-диагностические лаборатории, научно-исследовательские, научно-производственные, проектные организации; органы охраны природы и управления природопользованием; общеобразовательные и специальные учебные заведения (в установленном порядке); органы экспертно-криминалистической службы, возможно дальнейшее обучение по магистерским программам.