Уровень информатизации высшего учебного заведения, т.е. количественные и качественные показатели использования современных информационных технологий в учебном процессе, научных исследованиях, административной деятельности, является в настоящее время повсеместно в мире одним из важнейших показателей уровня развития вуза.
С помощью информатизации предполагается обеспечить существенное продвижение в сторону реализации концепций «опережающего образования (включая фундаментализацию образования и внедрение инновационных методик), развивающего образования (включая гуманистическую ориентацию, гибкое обучение, использование креативных технологий) и открытого образования с использованием дистанционного обучения и телекоммуникационных технологии.
Выпускники университета должны быть подготовлены к жизни и профессиональной деятельности в условиях информационного общества, содействовать предприятиям и учреждениям, на которых они будут работать по окончании университета (и тем самым стране в целом), в решении проблемы информационного («цифрового») неравенства.
Основными составляющими информатизации образования в ПГУ являются (и сохранятся в обозримый период):
• информатизация процесса обучения и воспитания;
• информатизация научных исследований;
• информатизация процессов организации и управления университетом;
• создание инфраструктуры обеспечения информатизации (подготовка кадров, развитие компьютерных сетей, создание единой телекоммуникационной информационной системы университета, проведение научно-педагогических исследований проблем информатизации, развитие дистанционного обучения, создание специальных учебных материалов и т.д.);
• взаимодействие с другими вузами и системой общего образования региона, федеральными министерствами и ведомствами (прежде всего Минобразованием РФ) в решении проблем информатизации, выполнении совместных проектов в этой сфере.
В ходе информатизации университету предстоит решить ряд задач. Ограничимся в данной статье описанием лишь некоторых из них.
Без значительного подъема количественного и качественного уровня оснащенности университета компьютерами и вспомогательной техникой продвижение по пути информатизации невозможно. Учитывая динамику роста расходов в этой сфере (с учетом как бюджетных, так и внебюджетных средств, грантов и т.д.) за последние годы, оптимизируя использование техники и телекоммуникационных сетей, можно рассчитывать на значительное укрепление материальной базы информатизации в ближайшие годы.
Одна из ключевых задач информатизации - обеспечить в полной мере доступность образовательных и научных информационных ресурсов для преподавателей, сотрудников и студентов университета с помощью телекоммуникационных сетей, включая ресурсы самого университета (библиотека, факультеты, кафедры, научные подразделения), системы образования Пермской области, вузов России, Российской Академии наук, иных научных организаций и фондов, мировых образовательных и научных информационных систем. Эта задача решается параллельно с развитием телекоммуникационной сети университета, подключением к каналам связи с большой пропускной способностью. В настоящее время университет уже располагает одной из крупнейших в регионе корпоративной информационной сетью, и процесс ее структурирования и развития будет продолжен.
Создание современной административной информационной системы университета - важная задача. Первый фрагмент единой телекоммуникационной информационной системы университета (ЕТИС ПГУ), обеспечивающий образовательную деятельность, уже создан; на очереди - формирование и запуск в эксплуатацию целостной системы, обслуживающей все виды деятельности.
Широкое внедрение методов обучения, использующих новые информационные технологии, - наиболее актуальная проблема. Важнейшая роль в этом процессе в ближайшие годы будет принадлежать дистанционным технологиям обучения. Университет будет внедрять как целостные дистанционные курсы, так и элементы дистанционного обучения, сотрудничая при этом с другими вузами и учреждениями образования региона.
Университет будет повышать уровень подготовки выпускников по использованию информационных технологий общего назначения и профессионально ориентированных информационных технологий. Для этого необходимо совершенствовать методическую работу, разрабатывать, приобретать и внедрять в учебный процесс новые программные комплексы. Другая сторона этого процесса - повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в данной области, для чего будут также предприниматься необходимые меры.
Открытие новых направлений и специальностей, отражающих современное состояние информатики и информационных технологий и пользующихся спросом на рынке труда, также намечено в рамках деятельности по информатизации университета. Речь идет как о новых специальностях непосредственно в сфере информатики, так и о пограничных, использующих прикладные информационные технологии в различных областях деятельности.
Залогом успешного решения этих и других задач информатизации является:
• углубление сотрудничества университета с другими вузами региона и органами управления образованием по решению общих задач информатизации образования;
• увеличение объема средств, привлекаемых университетом на решение проблем информатизации, путем участия в договорных работах и конкурсных программах;
• объединение усилий профильных подразделений – университетского центра Интернет, регионального центра дистанционного обучения, вычислительного центра - центра новых информационных технологий и других - для решения задач, стоящих перед университетом в сфере информатизации.
Существуют все необходимые предпосылки для достижения ощутимых результатов в решении указанных выше задач. Будучи много лет одним из ведущих в сфере информатизации вузов региона, располагая высококвалифицированными кадрами преподавателей и специалистов, университет готов к решению новых масштабных задач в деле информатизации.
Евгений Хеннер
Проректор по информатизации и новым технологиям обучения