Учебный ботанический сад ПГНИУ, имеющий статус ООПТ регионального значения, в природоохранной деятельности в качестве основополагающих декларирует следующие задачи и пути их решения:
1. Изучение и сохранение биоразнообразия растений в природных местообитаниях на территориях ООПТ, в рекреационных зонах и местах активизации хозяйственной деятельности. Изучение, мониторинг и анализ биоразнообразия естественных местообитаний позволит прогнозировать перспективу их развития при различном давлении лимитирующих факторов, в том числе в условиях антропогенной нагрузки, и выявлять пути их сохранения. С целью проведения природоохранных мероприятий в местах планируемой застройки, активизации хозяйственной деятельности, связанной с прокладкой инженерных коммуникаций, дорог и т.п., следует разработать технологии выявления, оценки, переноса видов растений, занесенных в Красные книги РФ и Пермского края, в безопасные или резервные местообитания. Одним из вариантов является создание резерватов на загородной территории ООПТ «Ботанический сад ПГНИУ». При этом меры сохранения растений ex situ следует рассматривать как дополнительные к мерам сохранения in situ и применять их в первую очередь к видам, сохранение которых в естественных условиях невозможно или к которым в настоящее время не применяется никаких мер охраны.
2. Расширение масштабов работ по реинтродукции редких и исчезающих видов растений в природные условия. Разработка интродукционно-репатриационных программ, методики оценки перспективности интродукции и сохранения редких и охраняемых видов в условиях культуры (ex situ), технологии интродукции и реинтродукции редких и охраняемых видов будут способствовать сохранению биоразнообразия растительного мира на территории Пермского края.
3. Активизация работ по выявлению территорий, требующих государственных мер охраны, участие в подготовке материалов, необходимых для принятия решений по приданию данным территориям статуса особо охраняемых.
4. Разработка и модификация методов рационального использования природных ресурсов экономически важных видов растений, естественно произрастающих на территории Пермского края.
В сфере сохранения биоразнообразия ex situ
5. Создание и поддержание кор-коллекций декоративных, охраняемых, лекарственных, технических и других хозяйственно важных видов растений Пермского края. Необходимо провести анализ накопленных ботаническим садом коллекционных фондов с точки зрения их ценности для сохранения биоразнообразия растений. При этом в качестве приоритетных для сохранения ex situ нужно рассматривать следующие группы растений:
- редкие и исчезающие виды растений;
- эндемичные виды;
- хозяйственно-ценные виды растений (лекарственные, эфиромасличные, декоративные);
- дикие сородичи культурных растений;
- культурные растения, имеющие локальное значение (сорта народной селекции), и старые культивары с особо выдающимися хозяйственными признаками.
Для реализации необходима разработка научно обоснованной технологии организации кор-коллекций объектов растительного мира региональной, российской и мировой флоры. Кроме того, в перспективе генетические кор-коллекции хозяйственно важных видов растений Пермского края следует рассматривать в качестве базы для интенсификации селекционных работ.
6. При включении в коллекционные фонды новых таксонов предпочтение должно отдаваться материалу природного происхождения. Следует обратить особое внимание на необходимость применения современных систем учета и ведения тщательной документации коллекций, включая создание каталогов на электронных носителях, баз данных учета коллекций, интерактивных путеводителей и т.п. Следует создавать базы данных по коллекционным фондам растений с учетом возможности их объединения в дальнейшем в региональные и национальные базы данных ботанических садов. В качестве первоочередной задачи следует считать формирование единой базы данных по редким и исчезающим растениям, сохраняемым в ботанических садах России.
7. Уделить особое внимание созданию банков семян, меристем (in vitro) редких и исчезающих видов растений, в том числе банка зародышевой плазмы долговременного хранения. Разработка стратегии и механизмов криоконсервации семян, культур зародышевой плазмы in vitro с целью сохранения генетического разнообразия дикорастущих и интродуцированных видов растений позволит создать на базе Учебного ботанического сада ПГНИУ Региональный центр криоконсервации семян, меристем и культур зародышевой плазмы in vitro. Для этого необходимо разработать единые методы, способы и правила сбора материала охраняемых таксонов, их содержания и обеспечения длительного сохранения в криогенной культуре. Особое внимание должно быть уделено генетической репрезентативности и сохранению генетической чистоты сохраняемых таксонов. К сбору материала редких и исчезающих видов растений для целей сохранения в условиях культуры следует подходить с исключительной осторожностью. При этом нанесенный природным популяциям и экосистеме вред должен быть минимизирован.
8. Создание полевых банков, живых коллекций редких и исчезающих видов растений, сохранение которых в банках семян невозможно (виды, размножающиеся только вегетативным способом, и др.) или затруднительно. Полевые банки следует рассматривать как полигон для изучения, раз-множения образцов с целью дальнейшей реинтродукции в природные местообитания. Для этого необходима разработка Плана формирования и комплектования Национальной коллекции редких и исчезающих видов растений России в рамках ответственности Ботанического сада за сохранение видов редких и исчезающих растений России и Пермского края, произрастающих на территории Прикамья.
В области интродукции и селекции
9. Разработка и оптимизация селекционных программ широко культивируемых в Пермском крае декоративных, лекарственных, технических и других хозяйственно важных видов растений. Научно обоснованные, унифицированные и апробированные схемы селекции отдельных групп растений позволят интенсифицировать региональное сортопроизводство, патентование авторских прав на селекционные достижения.
10. Интродукция, апробация, сортоизучение и интродукционное испытание неместных представителей российской и мировой флоры. Для существенного расширения биоразнообразия растений на территории Пермского края необходимо формирование рекомендательного ассортимента адаптированных и устойчивых в природно-климатических условиях Предуралья культур для использования в различных сферах научной, учебной и хозяйственной деятельности ПГНИУ и Пермского края.
11. Разработка и оптимизация условий клонального микроразмножения декоративных, охраняемых, лекарственных, технических и других хозяйственно важных видов растений дадут возможность обеспечить масс-клональное воспроизводство посадочного материала с использованием культуры in vitro. Перспективно создание банка in vitro коммерчески важных в регионе культур для интенсификации регулирования рыночных механизмов спроса-предложения.
2. Экологическое образование и воспитание (экологический менеджмент)
В рамках реформы высшей школы перед ботаническими садами вузов встает задача выработки единой концепции интегрирования учебной, просветительской и научно-исследовательской деятельности. В настоящее время только ботанические сады обладают реальными возможностями сократить разрыв между теоретическим материалом по систематике, ботанике и экологии, преподаваемым студентам в вузах, и обеспечением потребностей в квалифицированных кадрах разного уровня и профиля подготовки сельского хозяйства, лесоводства, медицины и образования. Основным способом активного включения ботанических садов в создание многоуровневой системы образования является мобилизация их коллекционных фондов и не реализованных в полной мере возможностей экологического образования и просвещения. Исходя из требований времени, Учебный ботанический сад ПГНИУ выделяет приоритетные направления экологического подхода в области образования и воспитания:
В сфере экологического образования
1. Определить работу по экологическому образованию и просвещению различных групп населения в качестве приоритетного направления деятельности. С учетом развитой сети связей Учебного ботанического сада ПГНИУ в сфере обмена информацией, семенным и живым материалом студенты и преподаватели получают уникальную возможность использовать в учебном процессе и в своих исследованиях представителей мировой флоры. Это позволит Учебному ботаническому саду активно участвовать в образовательных программах, повышая уровень исследований на каждой последующей ступени высшей школы, начиная с бакалавриата и подготовки специалистов до работы над магистерскими и кандидатскими диссертациями.
2. Ботанический сад – живой музей модельных растительных сообществ с присущими элементами аут- и синэкологии, в которых отражена жизнь растений и их сообществ. Это подразумевает применение нового подхода к формированию и комплектованию коллекций и экологических экспозиций. Примером таковых могут служить «Экологические тропы» с демонстрацией фрагментов модельных фитоценозов тропической, субтропической и умеренной климатических зон. Для популяризации данного подхода актуально создание виртуального путеводителя по коллекциям и экспозициям ботанического сада, а также открытие на базе Ботанического сада Пермского университета Регионального экологического выставочного центра.
3. Формирование экологического подхода при реализации образовательных программ различных направлений. Особое внимание следует уделять информации о местных растительных ресурсах и проблемам охраны региональной флоры. Необходима разработка тематических и обзорных экскурсионных программ по экспозициям Ботанического сада, а также перестройка и улучшение оформления и этикетажа коллекций.
4. Разработка оригинальных образовательных программ для всех уровней населения, начиная от детей детсадовского возраста и заканчивая различными группами взрослых граждан. Целесообразно акцентировать внимание на важности экологического подхода и формирования экологической компетенции профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала ПГНИУ. Для этого необходимо проведение обзорных и тематических занятий-экскурсий для сотрудников университета.
5. Социально-психологическая реабилитация на базе Учебного ботанического сада ПГНИУ участников локальных военных конфликтов, детей девиантного поведения и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разработка технологий социально-психологической адаптации данных групп социума на основе использования методик «садовой терапии» позволит Пермскому университету выйти на новый, оригинальный уровень решения социальных проблем.
6. Расширение связей с международными природоохранными организациями, отечественными и зарубежными ботаническими учреждениями и ботаническими садами означает интенсификацию культурно-деловых связей, а также обмена специалистами, информацией, живыми растениями и семенами в рамках безвозмездного обмена в соответствии с Конвенцией по биоразнообразию [Рио-де-Жанейро, 1992].
7. Активная пропаганда необходимости сохранения биологического разнообразия растительного мира через средства массовой информации и научно-популярные издания.
В области ландшафтной архитектуры и экологического менеджмента
8. Повышение квалификации специалистов, работающих в сфере охраны окружающей среды, озеленения, цветоводства, декоративного древоводства и ландшафтно-парковой архитектуры. Планируется разработка учебных пособий и проведение курсов повышения квалификации с выдачей удостоверений, сертификатов государственного образца.
9. Разработка стратегии озеленения территории университетского городка в качестве экологического кампуса. Необходимо формулирование стратегии благоустройства и озеленения территории ПГНИУ с обязательным включением элементов вертикального оформления в регулярном и ландшафтном стилях, элементов малой архитектуры. Реконструкция и расширение площадей насаждений будет способствовать увеличению ассортимента произрастающих на территории ПГНИУ растений.
10. Ландшафтное проектирование и фитодизайн. Разработка стратегии дизайна урбанофлоры городов, сельских поселений Пермского края позволит открыть на базе Учебного ботанического сада ПГНИУ «Студию ландшафтной архитектуры и фитодизайна городских насаждений». Пилотное внедрение данной разработки на территории Пермского университета положительно отразится на эстетическом облике университетского городка.