
Учёные Пермского университета создали математическую модель принятия альтернативных решений роботом на основе логической и эмоциональной памяти. Разработка может применяться при проектировании персональных роботов, а также для создания персонажей компьютерных игр.
В новом алгоритме процессы накопления логической и эмоциональной информации сопровождаются забыванием части полученной ранее информации. В определенный момент побеждает логика или эмоции робота – он принимает соответствующее решение или впадает в ступор.
Старший преподаватель кафедры математического обеспечения вычислительных систем ПГНИУ
Юрий Шарапов для моделирования поведения роботов использовал исследования психологов о том, какие функции в человеке выполняют эмоции и как влияют на его память. Им была построена математическая модель принятия решений роботом в зависимости от его эмоционального псевдовоспитания и накопленного логического опыта. Благодаря этому в определенный момент времени робот сможет принимать либо логическое, либо эмоциональное решение, либо впасть в ступор и не сделать выбор.
При поддержке сотрудников кафедры общей и клинической психологии ПГНИУ были проведены эксперименты, исследующие, насколько математические модели поведения роботов применимы для описания связи памяти и внимания человека. Относительная погрешность практических значений от теоретических составила 21%. Как отмечает автор разработки:
«Для психологии такая погрешность – это нормальный результат. Интересным получилось среднеквадратичное отклонение от погрешности – 1%. Представьте, что вы пристреливаете пистолет. После выстрелов дырки в мишени расположены скученно, но не около яблочка, а, например, около восьмёрки. То, что разброс дырок небольшой, это очень хорошо. Тогда небольшой поправкой прицела мы можем эту скученность "подтянуть" до яблочка».

Разработанные математические модели могут быть использованы при создании программного обеспечения коботов (collaborative robots – физически взаимодействуют с людьми на производстве), персональных роботов (например,
ASIMO или
MAYA), а также при проектировании персонажей с имитацией поведения человека в компьютерных играх.
Ранее Юрий Шарапов запатентовал две программы, которые понадобились для вычисления настроечных параметров математической модели принятия решений роботом: программа «CMemory» для определения коэффициентов кратковременной слуховой и зрительной памяти человека и программа «Решение оптимизационной задачи псевдовоспитания робота».
30 января Юрий Шарапов защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Научным руководителем молодого учёного выступил доктор технических наук, профессор
Олег Пенский.
Пресс-служба