13.07.2022 | В Пермском университете состоялся первый выпуск преподавателей русского языка для граждан Китая |
Филологический факультет Пермского университета выпустил первых студентов по программе «Русский язык как иностранный (русско-китайские коммуникации)». Программа реализуется в партнерстве с вузами провинций Аньхой и Шаньдун.
На протяжении четырёх лет студенты филфака развивали необходимые навыки с учётом особенностей китайской аудитории, осваивали современные методы обучения, перенимали зарубежный опыт. Китайский язык отличается от русского по всем типологическим чертам, это важно было усвоить не только в теории, но и на практике.
В числе успешных выпускников программы – Анна Гоголюк и Ирина Усынина, которым удалось пройти учебные стажировки в китайских университетах дважды. В 2019 году они посетили Аньхойский университет (Anhui University) в городе Хэфэй, где помимо языковых дисциплин изучали введение в традиционное искусство Китая и тайцзи, а в 2021 году успешно завершили онлайн-семестр в Шаньдунском университете (Shandong Normal University) без отрыва от учебного процесса в ПГНИУ.
«При реализации программы для нас было важно, чтобы наши студенты могли изучать китайский язык не только в Перми, но и в китайских вузах, – отмечает Екатерина Клюйкова, заместитель декана филологического факультета ПГНИУ по международным вопросам. – Пример Анны и Ирины показывает, что опыт обучения в языковой среде даёт прекрасный результат. Безусловно, пандемия помешала оффлайн-программам обмена, но остались доступны интенсивные удалённые программы наших китайских вузов-партнёров, и студенты смогли воспользоваться этой возможностью».
Анну Гоголюк всегда привлекали азиатская культура, история Китая, иероглифы. «Когда я впервые пришла в университет, в приемную комиссию, мне рассказали о появлении нового направления, связанного с Китаем, китайским языком и преподаванием для китайцев. Там же я узнала о возможностях, которые открывает это направление, и о международных стажировках, что повлияло на мой выбор специальности», – говорит она.
Практика в китайских вузах подарила бесценный опыт. За время обучения они познакомились с большим количеством студентов и преподавателей, шагнули за пределы классных аудиторий и даже поучаствовали в постановках русской классики. Это дало возможность глубже почувствовать культуру и менталитет китайцев, их отношение к жизни и учебе. «Во время педагогической практики в Аньхойском университете мы проводили уроки русского языка для учеников начальной и средней школы. Самый яркий момент – это когда ученик третьего класса китайской школы отыгрывал Базарова в совместном проекте с российской школой», – вспоминает Ирина Усынина.
«На третьем курсе мы с подругой проходили обучение в Шаньдунском университете в онлайн-формате, – продолжает Ирина Усынина, – честно скажу, это было сложно. С одиннадцати часов до двух у нас были занятия в Китае, потом начинались занятия в Перми. Мы старались посещать пары в России с минимальным количеством пропусков. Вечером делали домашнюю работу для двух университетов сразу. И так каждый день в течение семестра в Китае».
Изучение языка в тандеме с педагогикой включает погружение в смежные гуманитарные науки, например, психологию, социологию, культурологию, а также обретение навыков в использовании технических средств и IT. В сравнении с конкурентами на рынке образования эта отличительная черта «классического» университета в немалой степени привлекает зарубежных партнёров ПГНИУ.
Выпускники филфака планируют и дальше продолжать обучение по профилю, а кто-то уже работает в школе как преподаватель китайского или русского языков.
Преподаватель русского языка для иностранцев – профессия, не теряющая актуальности в условиях развивающегося мира. Спрос на таких преподавателей достаточно велик и в Китае, и в России.
«Изначально мы вводили программу "Русский как иностранный язык (русско-китайские коммуникации)" с расчётом на четыре года обучения, поскольку акцент был сделан именно на преподавание русского как иностранного, – рассказывает Дарья Павлова, заместитель декана филологического факультета ПГНИУ по учебной работе. – Но с течением времени мы поняли, что преподавание китайского языка тоже может стать отличным вариантом карьерной траектории нашего выпускника. Таким образом, мы второй год подряд набираем на двупрофильный бакалавриат, где количество лет обучения увеличивается до пяти, а у студентов больше дисциплин и практик, усиливающих их подготовку по обоим профилям преподавания».
Современный вариант программы совмещает два профиля подготовки: «Русский как иностранный» и «Китайский язык». В рамках первого профиля студенты изучают такие дисциплины, как «Основы языкознания», «Методика преподавания РКИ», «Изучение устной русской речи», «Основы психолингвистики», «Онтолингвистика», «Практика по анализу литературного текста (русская литература)» и другие предметы. В дисциплинах второго профиля – «Китайский язык», «Практикум по переводу с китайского языка», «Практикум по культуре речевого общения», «Литература и культура Востока», и этот список также пополняется. Программой предусмотрена также педагогическая практика, которую студенты проходят и как преподаватели РКИ (чаще всего с детьми мигрантов), и как преподаватели китайского языка.
Пресс-служба
Пермский государственный национальный исследовательский университет © 2024
614068, Пермь, ул. Букирева, 15, info@psu.ru
Посещая страницы Сайта, заполняя формы ввода данных, пользователь выражает своё согласие с Политикой конфиденциальности.
Все права защищены © Пермский государственный университет. Сайт разработан при участии Команды ПЕРМСАЙТ