В Перми британец исследовал мобильность пермяков и полюбил пельмени


Безработные отправлялись добывать уголь на Сахалин, а половина приезжих женщин трудились прислугой. Аспирант из Ноттингема исследовал в краевых архивах мобильность жителей Пермской губернии на рубеже веков.

Аспирант Джон Роусон приехал в Пермь исследовать миграционные потоки по программе сотрудничества Центра сравнительных исторических и политических исследований ПГНИУ и Ноттингемского университета. За два месяца научной работы в пермских архивах британец изучал паспорта пермяков, заводские и фабричные отчеты, переписку земских руководителей и путевые записки английских путешественников за периода с 1890 по 1914 годов.

Молодой ученый убежден, что при анализе развития металлургической промышленности в регионе надо ориентироваться на миграционные потоки в Пермской губернии.

«Это противоречивый период истории Пермской губернии. Часть заводов в несколько раз увеличили производство, появились рабочие места, которые заняли люди из совершенно разных территорий Российской империи и даже иностранные специалисты. Но при этом чиновники земств в переписке рассказывали друг другу о "промышленном кризисе"», – говорит Джон. По его мнению, это связано с высокой конкуренцией и закрытием фабрик. Чтобы прокормить себя и свои семьи, рабочие были вынуждены мигрировать в другое место и даже сменить род деятельности. Так, например, 38 жителей Перми уехали на Сахалин работать на угольных шахтах.

Часть научной работы аспиранта из Великобритании посвящена отходничеству – сезонной миграции на пермских фабриках и заводах. Результаты исследований  документов в Перми, Москве и Санкт-Петербурге дают понять, что кроме своих квалифицированных рабочих, заводы губернии принимали мастеровых из Нижнего Тагила и Богословска. В то же время пермяки, занятые такими профессиями, как вырубка леса и грузовые перевозки (извоз), путешествовали по всему Уральскому региону – из Пермской губернии в Казань, Уфу и на Вятку.

«Мигранты были не просто молодыми людьми в поисках заработка. Почти половина – это женщины, которые работали в качестве прислуги. Среди них было много вдов из фабричных городов центральной России и Урала», – рассказывает Джон.

Джон Роусон хорошо говорит по-русски. В Перми он особенно полюбил пельмени и творог. Сам город молодой исследователь видел в основном на бегу – ежедневно перед многочасовой работой в архиве Джон совершал пробежку. Любимым маршрутом стал путь от улицы Плеханова до Разгуляя. Сейчас молодой британец отправился изучать архивы Екатеринбурга.

Пресс-служба