Учёный ПГНИУ поделилась опытом изучения фольклорных традиций на конференции в Сербии


Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы филологического факультета, научный руководитель лаборатории теоретической и прикладной фольклористики ПГНИУ Светлана Королева вернулась из исследовательской поездки в Сербию. Исследовательница приняла участие в фольклорной экспедиции и выступила с публичной лекцией.


Предмет научного интереса Светланы Юрьевны – ритуалы и фольклор в зонах славяно-неславянских контактов. Результаты работы в экспедиции были также представлены ею в диалоге с учёными-славистами на Международной конференции «Секулярное и сакральное: контексты, смыслы, прагматика» (Ниш, Сербия, 2023), организованной Институтом общественных наук РАНХиГС РФ и Центром нарратологических исследований Нишского университета.

Участники конференции обсудили вопросы взаимодействия религиозных систем и общества в различных историко-культурных контекстах и диахронических перспективах. Предметом научного диалога стали подходы к изучению вернакулярной (неофициальной) религиозности в сербской и российской фольклористике, культурной и социальной антропологии. В конференции приняли участие более 20 исследователей из ведущих научных и образовательных организаций Сербии и России.

Помимо участия в конференции, на заседании Нишского отделения Сербской академии наук и искусств (САНУ) в г. Нише Светлана Королева представила публичную лекцию на тему «Обряд каждения в фольклорной традиции России и Западных Балкан (сравнительный анализ)». Лекция стала частью цикла мероприятий, посвященных полевым исследованиям устной традиции юго-восточной Сербии (координатор проекта – член-корреспондент САНУ Любинко Раденкович, руководитель – доктор наук, профессор Даниела Попович Николич).

В лекции Светлана Королева представила некоторые результаты полевой работы, проведенной в 2022 и 2023 годах. Вместе с пермскими коллегами она изучает традицию двух тесно взаимодействующих народов – русских и коми-пермяков – на территории Северного Прикамья. С помощью коллег-фольклористов из Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина ей удалось познакомиться с мифо-ритуальной традицией Усть-Цильмы, где русские живут по соседству с народом коми.

В Сербии в экспедиции под руководством старшего научного сотрудника Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, кандидата исторических наук Наталии Голант исследуется славяно-неславянское пограничье долины Тимока, где сербы и болгары проживают в окружении влашского населения. Один из обрядов, который привлекает внимание Светланы Королёвой, – это обряд каждения (ритуального окуривания ладаном), который перешёл из церковной традиции в народную семейную и календарную обрядность. В лекции она рассказала, как этот обряд функционирует в трех разных регионах.

«Особенно часто каждение включается в погребальные и поминальные практики, где окуривание производится с целью очищения предметов, людей и пространств, соприкасавшихся с умершим, – комментирует Светлана Королёва. – На поминках у русских-юрлинцев и кочёвских коми-пермяков каждение – это главный способ пригласить души умерших к ритуальной трапезе. Обязателен этот ритуал и у жителей Усть-Цилемского района Республики Коми. Исполнение обряда в течение 40 дней после смерти – не только помощь душе умершего, но и признание его высокого религиозного статуса, что важно для старообрядцев. Ладан на этой территории вообще не используется, его заменила смола хвойных деревьев. В Сербии каждение – это один из способов защитить умершего от превращения в вампира (у сербов) или мороя (у влахов), чего жители этого региона, кажется, опасаются больше всего. Кроме ладана для этого могут использоваться и другие вещества. Яркую особенность региона составляют различные манипуляции с кадильницей: сосуд, которым кадили 40 дней после смерти, непременно требуется разбить. На поминках ритуальную выпечку для живых кадят по кругу в одну сторону, а для умерших – в другую, и так далее».

Результаты работы, представленные Светланой Королевой в г. Нише, являются частью проекта «Славянско-неславянские пограничья: похоронно-поминальный обряд в этнолингвистическом освещении», который реализуется на базе Института славяноведения Российской академии наук при поддержке Российского научного фонда.

Пресс-служба