Психологи Пермского университета изучили взаимосвязь прокрастинации* с саморегуляцией и чертами личности. Задачей исследования было изучение факторов, на основании которых можно спрогнозировать вероятность проявления прокрастинации.
Прокрастинации подвержены около 95% учащихся**, а 60% из них не могут преодолеть ее самостоятельно. Прошлые исследования искали причины прокрастинации среди факторов среды (скучные, монотонные задания, которые необходимо выполнить) или индивидуальных особенностей (например, вечерний хронотип – «сова»). Зависимость прокрастинации от особенностей саморегуляции и черт личности впервые на российской выборке изучила
Наталья Руднова, аспирант кафедры общей и клинической психологии ПГНИУ, под руководством доктора психологических наук
Дмитрия Корниенко.
Психологи на основе специальных методик определяли уровень прокрастинации участников в возрасте от 17 до 60 лет, а также выявляли особенности саморегуляции и склонность к проявлению различных черт характера.
Было обнаружено, что больше всего подвержены прокрастинации эмоциональные люди.
«Тревожность и возбудимость мешают человеку вовремя приступить к заданию, что в свою очередь вызывает чувство вины, запуская "цикл промедления"», – рассказывает Наталья Руднова, аспирант кафедры общей и клинической психологии ПГНИУ.
Менее вероятно проявление склонности к «откладыванию дел» у людей, отличающихся добросовестностью, экстраверсией и честностью. Эти качества, объясняют ученые, вырабатывают привычку к самодисциплине, организованности, смелости в общении и готовности взаимодействовать. При этом, с одной стороны, они не приемлют обман, а с другой – не хотят привлекать к себе внимание задержками. Дополнительными качествами, «полезными» при борьбе с прокрастинацией, психологи назвали способность осознанно регулировать собственную деятельность, планировать дела, учитывать необходимые условия и продумывать этапы реализации.
«Осознанный подход может помочь как в профилактике прокрастинации, так и в её преодолении. Кроме того, при столкновении с подобными сложностями можно и нужно обращаться за помощью – к одногруппникам, преподавателям, коллегам и друзьям: не со всеми задачами можно и нужно справляться в одиночку», – рекомендует Наталья Руднова, ассистент кафедры общей и клинической психологии ПГНИУ.
На основе проведенного исследования в дальнейшем ученые планируют заняться разработкой практических рекомендаций по преодолению прокрастинации. Исследование проводилось с мая 2016 года по март 2018 года.
*Прокрастинация – сознательное откладывание выполнения своевременных действий на более поздний срок, несмотря на негативные последствия и эмоциональный дискомфорт. Прокрастинация отличается от лени. «Ленивец» радуется бездействию, в то время как прокрастинатор, не выполняя запланированное, стыдится этого, чувствует вину и в целом переживает за процесс.
**Overcoming Procrastination: Or How to Think and Act Rationally in Spite of Life's Inevitable Hassles, by Albert Ellis, William Knaus
Пресс-служба