Студентка ПГНИУ составила социальные портреты сельских колдунов



Студентка филологического факультета ПГНИУ Маргарита Тихонова исследовала мифологические рассказы о сельских колдунах и создала описание главных героев. Результаты двухлетней работы будут представлены на конференции «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика».

«Особенность исследования заключается в том, что Маргарита рассматривает только те случаи, когда множество услышанных и записанных историй посвящены одному сельскому колдуну или его семье. Нам интересно не только то, что рассказывают о колдунах, но и кто, как рассказывает и почему это делает. Люди с колдовской репутацией, о которых идёт речь, жили в 1950-1960 годах, а истории про них циркулируют до сих пор», – отмечает научный руководитель, доцент кафедры русской литературы ПГНИУ Светлана Королёва.
 
Рассказы, которые легли в основу исследования, были записаны в фольклорных экспедициях ПГНИУ на территории Кудымкарского района в 2001-2003 годах.
В 1930 годах в селе Верх-Иньва появился пришлый колдун. В одной из записей его называют глазовским (по городу Глазов, республика Удмуртия). О его имени, возрасте, внешности, характере и национальной принадлежности ничего неизвестно. Два местных жителя – Тöдiсь Пе́тра и Йосип – стали его учениками. Сейчас мы подробнее расскажем о них.
 

Полевой дневник
 
Портрет первый. Тöдiсь Пе́тра
Пе́тра – ученик колдуна из Глазова, родился в деревне, которая на момент сбора полевого материала уже не существовала. Слово тöдiсь в его прозвище в переводе с коми-пермяцкого означает, «тот, кто обладает даром предвидения», «знающий», «знахарь», «колдун».
Жители села Верх-Иньва говорят, что Пе́тра знался с лешим, лечил настоянными на водке и вине травами. У него была дочь и сын, родившийся позднее от второй жены. Перед смертью Пе́тра передал магические знания сыну. Племянница заполучила книгу Пе́тры и также научилась колдовать, из-за этого она очень не ладит с дочерью колдуна.
 
Портрет второй. Йосип
О родне второго ученика колдуна из Глазова известно не так много. Сын Иосифа Яковлевича жил в 20 километрах от отца. Его жена умерла от онкологического заболевания. Йосип умел лечить женское бесплодие, ожоги, порчу и пользовался в деревне большим авторитетом.
 
Портрет третий. Е.Д.
Е.Д. приехал к Йосипу лечиться от порчи и стал его учеником. Он был единственным представителем третьего поколения иньвенских колдунов, с которым собирателям удалось пообщаться. В молодости Е.Д. стал жертвой порчи городского колдуна и вынужден был искать более сильного знающего в Коми-Пермяцком округе. Став учеником Йосипа, сам лечил недуги, предсказывал будущее, в случае пропажи скота писал лешему специальное письмо – кабалу.
 
Результаты исследования студентка филологического факультета ПГНИУ представит на научной конференции «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика» для молодых учёных, которая ежегодно проводится Европейским университетом в Санкт-Петербурге.
 

Маргарита Тихонова
 
«Участие в различных научных конференциях – важная часть моей студенческой жизни. На конференциях я могу не только представить результаты моих исследований и получить их экспертную оценку, но и узнать о новых методах и подходах в моей предметной области, увидеть другие города нашей большой страны, лично познакомиться с людьми, на книги которых я опираюсь в своих работах», – рассказывает студентка 4 курса Маргарита Тихонова.
 
Выступление Маргариты Тихоновой состоится 30 октября (пятница) с 15.45 до 17.15. Для участия необходимо заполнить форму.
 
Пресс-служба