В Прикамье 70% опрошенных семей с детьми, относящих себя к кризисным, знают о программах государственной поддержки. В то же время только половина кризисных семей без детей, которые участвовали в анкетировании, имеют представление о существовании отдельных социальных программ помощи семье.
К таким выводам пришла магистрант философско-социологического факультета ПГНИУ
Галина Погадаева, которая провела исследование кризисных семей Пермского края с помощью анкетного опроса и глубинного интервью.
По результатам исследования, семьи без детей в меньшей степени пользуются государственной соцподдержкой, потому что чаще сталкиваются с другими видами семейных проблем: психологическими, эмоциональными или медицинскими. При этом более половины опрошенных многодетных семей полностью не удовлетворены мерами государственной социальной поддержки. По мнению социологов ПГНИУ, это связано с тем, что многодетные семьи чаще сталкиваются с проблемами, которые не могут разрешать самостоятельно.
Авторы исследования подсчитали, что 17% респондентов, которые знают об общественных организациях помощи семьям, относят соцзащиту населения не к государственным органам помощи семьям, а к общественным организациям. Еще одна закономерность, выявленная в ходе исследования: чем старше человек, тем более он осведомлен о возможных льготах и программах помощи, но при этом он в большей степени не удовлетворен государственными услугами.
Наиболее значимыми проблемами для членов кризисных семей являются финансовые и жилищные, их назвали более 60% опрашиваемых. Респонденты отметили, что государственных пособий не хватает для покрытия расходов кризисных семей, большая часть которых уходит на содержание детей.
Галина Погадаева считает, что в основном кризисные семьи Пермского края придерживаются способа пассивной адаптации к проблемам, надеясь, например, что на работе им повысят заработную плату.
«Однако большая часть кризисных семей старается самостоятельно справляться с проблемами», – резюмирует исследователь.
«Проблема изучения кризисных семей заключается в том, что в социологической науке не сформулировано научное определение кризисной семьи, не выделены конкретные критерии, по которым можно ее типологизировать. С этим может быть связана низкая эффективность реализуемых социальных программ. В нашем исследовании мы исходили из того, что кризисной можно назвать не только семью, которая в течение определенного периода испытывает финансово-материальные и психологические проблемы, но и семью, для которой характерны достаточно острые социальные проблемы, требующие оперативного разрешения», – уточняет
Людмила Хачатрян, доцент кафедры социологии ПГНИУ.
Пресс-служба