Скринкасты, онлайн-конференции и соцсети. Преподаватели ПГНИУ рассказали, как реализуют дистанционное обучение


С 19 марта Пермский университет перешел на дистанционное обучение. Мы узнали у преподавателей нескольких факультетов, какие именно инструменты они используют в своей работе. Все собеседники отмечают, что универсального решения не существует: каждое образовательное направление требует индивидуального набора мультимедийных инструментов.


Преподаватели экономического факультета размещают свои учебно-методические материалы в электронной мультимедийной библиотеке ПГНИУ ELiS, которая позволяет сотрудникам и студентам университета получить доступ к учебным и научным материалам через браузер и мобильные устройства. Кроме того, сотрудники используют возможности цифровой платформы «Библиотех» и электронно-библиотечной системы IPRbooks.

«Из личных кабинетов студентов ЕТИС возможен доступ к презентациям лекционных занятий, кейсам и другим практическим материалам. Преподаватели экономического факультета будут использовать видеотрансляции на базе открытых онлайн-платформ, а также социальные сети Instagram, Facebook, VKontakte для консультаций студентов», – рассказал Виктор Ощепков, заместитель декана экономического факультета.

Как сообщили на факультете современных иностранных языков и литератур, преподаватели будут внедрять Google Classroom, Skype, сервисы Linoit и Coggle. «В дистанционной форме можно развивать все виды речевой деятельности. Текстовые сообщения повышают навыки письменной речи, обмен аудиосообщениями подходит для работы над неподготовленной устной речью. Проще всего задания на устную работу высылать через общую почту группы, а потом получать результат через ссылку на видео или аудио, где студенты демонстрируют языковую практику», – отметил Константин Клочко, и. о. заведующего кафедрой английского языка и межкультурной коммуникации ПГНИУ.

На кафедре журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ решили применять в дистанционной работе скринкасты, преимущество которых заключается в том, что их создание существенно проще и доступнее.

«Поскольку для гуманитариев важна устная работа, по ряду дисциплин создаются закрытые группы в соцсетях, где организовано обсуждение и разбор текстов. Преподаватели планируют проводить онлайн-конференции, во время которых студенты будут демонстрировать свои письменные работы или презентации с голосовым сопровождением», – рассказал Иван Печищев, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ.

В этот период, отмечают сотрудники кафедры, особое внимание будет уделено организации контроля и обратной связи для оценки и понимания, насколько полно студенты освоили материал. Итоговое тестирование по дисциплинам планируется провести с использованием университетских ресурсов, например, на базе центра тестирования.

Представители естественно-научных факультетов отмечают, что риски быстрого перехода на дистанционное обучение касаются, прежде всего, лабораторных и практических занятий. Как сообщили в учебно-методическом управлении ПГНИУ, лабораторные занятия с использованием специализированного оборудования, программного обеспечения, химических реагентов, которые не могут быть проведены в онлайн-режиме, пока приостановлены. Их проведение перенесено на более поздние сроки.

«Физический факультет приступил к видеозаписи оставшихся по плану лекций и разборов типовых задач. Конечно, не все преподаватели готовы записывать видео: кто-то готовит учебные материалы в текстовой форме, кто-то организует skype-конференцию без записи видео. Видеозапись особенно важна на 1 курсе, когда студентам нужна максимальная помощь с разбором теории. Тем не менее, подготовленные видео будут выложены на локальный облачный сервис ПГНИУ, а наши студенты смогут посмотреть их и выполнить по итогу контрольные задания», – рассказал Константин Гаврилов, декан физического факультета ПГНИУ.

На механико-математическом факультете ПГНИУ сообщили, что элементы дистанционного обучения применяют в учебном процессе уже давно и достаточно активно в сочетании с традиционными формами обучения.

«Теоретический материал доводим до студентов в форме собственных видеолекций, презентаций и учебных пособий, а также рекомендуем внешние открытые источники в видео-, аудио- и текстовых форматах. Для практических занятий высылаем упражнения, задачи, кейсы для решения, результаты студенты отправляют нам в письменной форме электронным путем», – рассказал декан механико-математического факультета ПГНИУ Андрей Кузнецов.

Для контактной работы преподаватели мехмата ПГНИУ используют электронную почту, социальные сети или сервисы типа Skype по согласованному графику. Узнать всю информацию по вопросам прохождения учебного процесса студенты могут в ЕТИС.

Учебно-методическое управление ПГНИУ рекомендует преподавателям использовать всевозможные варианты доставки учебного контента студентам через ЕТИС – размещать лекции в виде конспектов преподавателей, задания и рекомендации по их выполнению, давать ссылки на электронно-библиотечные системы.

Для получения обратной связи от студентов можно воспользоваться имеющейся в университете системой компьютерного тестирования ИНДИГО, поддерживающей до 200 одновременных подключений. Кроме обычных компьютерных тестов эта система позволяет использовать задания, проверяемые преподавателем.

Организовать учебный процесс по дисциплинам можно и с помощью модульной среды дистанционного обучения moodle, которая не только позволяет загружать любой контент – тексты, картинки, видео, задания в самых разных форматах, но и задавать сроки сдачи выполняемых студентами заданий, контролировать процесс освоения дисциплин студентами.

Для организации видеоконференцсвязи со студентами и чтения лекций в режиме онлайн в университете сегодня развернута система BigBlueButton – это открытое решение для организации видеоконференцсвязи, которое позволит преподавателям проводить полноценную контактную работу со студентами по преподаваемой дисциплине. В некоторых случаях эта система может быть использована при проведении лабораторных занятий.

«Контактную работу преподавателей со студентами сложно заменить, тем не менее дистанционное обучение подразумевает и варианты асинхронной передачи информации. На мой взгляд, в данном случае, наиболее эффективный способ для организации студентов, который позволит им не выпасть из учебного процесса и получить активную консультацию от преподавателя – это организация видеоконференцсвязи и онлайн-лекций», – комментирует начальник учебно-методического управления ПГНИУ Елена Бабушкина.

За консультациями по вопросам использования дистанционных технологий в образовательном процессе можно обращаться в центр тестирования и электронных средств обучения учебно-методического управления ПГНИУ по телефону 239-66-75.

Напоминаем, телефон «горячей линии» Ситуационного центра Минобрнауки России: +7 (495) 198-00-00 для консультации по образовательным, правовым и организационным вопросам.

Минобрнауки РФ сформировало перечень онлайн-курсов, реализуемых на безвозмездной основе. Студенты могут выбрать курс из перечня и передать эту информацию в деканат, чтобы внести уточнения в учебный план и направить запрос организаторам выбранных онлайн-курсов на обучение.

Пресс-служба