Редкий экземпляр: ученый ПГНИУ рассказывает о краснокнижном «живом ископаемом» (видео)


Ученый Пермского университета рассказывает о живом свидетеле движения материков – крангониксе Хлебникова, почти исчезнувшем реликтовом виде. Этот рачок-бокоплав в России обитает только на территории Пермского края. Он появился здесь свыше 2,5 млн лет назад, а сейчас относится к первой категории редкости – почти исчезнувшим с лица земли животным.

Крангоникс Хлебникова принадлежит к роду «крангоникс», которые насчитывают 47 видов. Внешне крангоникс напоминает некрупного гаммаруса, в народе известного как мормыш. Он совершенно лишен глаз и не способен воспринимать свет. Подобно другим подземным жителям, крангоникс полностью утратил пигментацию покровов. Он является палеоэндемиком очень узкой области Пермского края – Кунгурского, Ординского и Суксунского районов. За их пределами рачок неизвестен.

«Крангониксы – это реликты до плейстоценовой и до ледниковой эпохи. Они приспособились жить в подземных пещерах. Мы знаем, что такое пещера – это царство вечного холода и мрака, для человека она весьма неуютна, пищи там практически нет и абсолютно неподходящие для жизни условия. Но, тем не менее, крангоникс Хлебникова освоил это негостеприимное место обитания», – рассказывает профессор кафедры зоологии беспозвоночных и водной экологии биологического факультета ПГНИУ Николай Паньков.

О восстановлении популяции крангоникса Хлебникова, считает ученый, речи не идет – сейчас он занимает тот ареал, который способен. Это – область сульфатно-карбонатного карста, который в основном приурочен к северной конечности Сылвинского кряжа. Здесь они достаточно многочисленны, но подземные места обитания тоже уязвимы.

«Это трещиноватая порода, и дождевые воды просачиваются внутрь нее. Под землю проникают и листва, и хвоинки, и даже целые стволы деревьев. Если поверхность загрязнена, например, разливами нефти, рано или поздно все окажется в подземных водах и повлияет на нее. Для крангоникса очень опасны работы, которые приводят к изменениям водного режима пещер: вода может уйти или, наоборот, как при постройке водохранилища, пещеры могут оказаться затоплены», – поясняет ученый.


Пресс-служба