
Учёные Пермского университета протестировали программу FanNoise, которая ускоряет процесс акустического проектирования авиационного двигателя. Результаты тестов показывают, что по сравнению с коммерческим программным обеспечением разработка ПГНИУ обрабатывает данные быстрее от 2 до 10 раз.
В ПГНИУ создают специальную программу FanNoise, которая позволит рассчитывать обтекание лопаток традиционной формы и лопаток со сложной выходной кромкой благодаря использованию сеток из шестигранников и четырехгранников.
Для изучения процесса генерации звука при обтекании лопаток потоком газа ученые ПГНИУ разработали три инструмента: экспериментальная установка «Аэроакустическая труба», приборы «Сканирующий приемник давления» и «Сканирующий термоанемометр».

«Аэроакустическая труба» позволяет имитировать обтекание тела в условиях свободного пространства, без отражения звука от стенок. Специальный прибор «Сканирующий приемник давления» определяет распределение скорости потока газа за телом. «Сканирующий термоанемометр» позволяет установить распределение пульсаций скорости в плоскости за лопаточным профилем.
«В рамках проекта выполнены продувки 10 лопаточных профилей в экспериментальной установке «Аэроакустическая труба». Выполнены замеры генерируемого звука и пульсаций скорости в следе за лопаточными профилями, а также профили средней скорости. Проведенные экспериментальные исследования позволят понять, насколько точно выполняются расчеты», – пояснил руководитель работ по проекту, заведующий лабораторией аэродинамики ПГНИУ, кандидат технических наук
Александр Синер.

Проект «Разработка и реализация высокоэффективных вычислительных алгоритмов для расчета генерации звука вентиляторной ступенью авиационного двигателя с целью снижения воздействия шума самолетов на окружающую среду и человека» направлен на разработку более детальных программ анализа, которые необходимы инженеру в условиях ужесточения норм по шуму.
Чем сильнее ужесточаются нормы по шуму, тем более сложные мероприятия по снижению шума требуется разрабатывать и тем более детальные программы анализа необходимы инженеру, поэтому ученые университета работают над данным проектом.

Работы над проектом ведутся по Соглашению о предоставлении субсидии №14.574.21.0145 от 26 сентября 2017 г., Уникальный идентификатор проекта - RFMEFI57417X0145 в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской федерации.
Пресс-служба