Профессии будущего и конкуренция с роботами. Пермский университет продолжает дискуссию о развитии рынка труда


На прошедшем форуме «Образование и карьера» эксперты Пермского университета инициировали сразу несколько площадок, посвященных прогнозированию трендов в образовании и на рынке труда. Рассказываем, о чем нужно знать сегодняшним абитуриентам и как выбрать нужную карьерную стратегию.

Конкуренция с роботами бессмысленна. Делайте ставку на «человеческое»
Выпускник физического факультета ПГНИУ, соучредитель IT-компаний Pirate Pay и Teleport Андрей Клименко последовательно выстроил траекторию стремительного развития искусственного интеллекта: сегодня нейросеть сама создает свой собственный словарь для перевода с одного языка на другой и за 72 часа учится играть в шахматы на уровне чемпиона мира, а на биржевом рынке все больше торгуют роботы, а не люди.

Автоматизация коснется не только «точных» сфер, но даже таких профессий, как повар или сотрудник call-центра. «Уже создан голосовой помощник, который может, например, забронировать столик в ресторане, и при этом люди на другом конце провода не всегда поймут, что разговаривают с роботом. Это значит, что люди, работающие голосом, уже оказались в зоне риска», – считает Андрей Клименко.

Эксперт советует не соревноваться с роботами, а вспомнить те сферы, в которых у человека есть преимущество по определению: «Есть деятельность, где нужны человеческие контакты, проявление эмпатии, установление доверительных отношений, просто знаний и информации недостаточно. Например, учитель. В подобных ситуациях роботы проигрывают, а значит вероятность автоматизации для таких профессий мала».

Особенно Андрей Клименко подчеркивает фактор ответственности: «Если робот совершит ошибку, кто будет возмещать ущерб? Можно ли робота посадить в тюрьму? Руководящие позиции или должности менеджера, который несет ответственность за принятые решения, вряд ли будут автоматизированы в ближайшей перспективе».

Для того, чтобы оценить риски выбранной профессии ведущий дискуссии рекомендует обратиться к сервису willrobotstakemyjob.com, который составляет прогноз на основе европейской статистики.

Станьте гибкими. Учиться придется всю жизнь
Эксперты выделяют одну из основных тенденций современного образования – активное внедрение и освоение навыков soft skills («гибкие навыки», социально-психологические: коммуникативные, лидерские, публичные и другие).

«Soft skills хотят заменить всё. Многим кажется, что учиться уже совсем не нужно. Но базовые навыки и базовую специализацию никто не отменял – все должны уметь читать, писать и иметь профессию. Важность образования – это не только специализация, это не есть цель, это то, что необходимо, чтобы не выпадать из глобальной конкурентной среды профессионалов. Хорошее образование бесполезным не будет», – считает кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории ПГНИУ, советник заместителя председателя правительства Пермского края Полина Суханова.

Навыками настоящего и будущего эксперт назвала критическое мышление, эмоциональный интеллект, креативность, когнитивную гибкость, цифровые и межличностные навыки. Также Полина Суханова прогнозирует, что в будущем люди будут менять несколько профессий за жизнь, поэтому способность к переобучению может стать одной из важных компетенций.

К возможным изменениям в видах обучения Полина Суханова отнесла:
    • обучение «микропорциями», то есть в любое время и с любых устройств;
    • социальное обучение – совместное обсуждение с участием партнера;
    • множество открытых курсов ведущих университетов мира;
    • переобучение;
    • соревновательность в обучении.

Навигатор будущих профессий. Выбор возможен
На питч-сессии «(Не) цифровые профессии в эпоху глобальной информатизации: кадры и таланты для цифровой экономики и Национальной технологической инициативы» пермские предприниматели презентовали восемь цифровых профессий в эпоху глобальной информатизации.

Руководитель проектного центра «Развитие сетевых распределенных производств и цифровой сертификации» Регионального центра инжиниринга Пермского края Олег Пономарёв рассказал про одно из направлений цифровизации – формирование умных цифровых двойников изделий: «Это конструкторская документация, которая знает о себе всё: не только, как выглядит изделие и материал, из которого оно сделано, но и то, как оно себя ведет в той или иной среде и ситуации. И документация понимает, на чём можно производить эти изделия. Представляете, какое количество людей должно быть сокращено на предприятиях? Но тут появляются новые профессии на стыке технологов, конструкторов, материаловедов и других, которые умеют объединять и формировать такие цифровые двойники».

О профессии будущего – операторе беспилотного летательного аппарата – рассказала заместитель директора по развитию и маркетингу Центра повышения квалификации «Становление» Екатерина Леденцова: «Сферы, в которых применяются аппараты, очень разные, с каждым годом отрасль только расширяется. В атласе новых профессий уже представлены различные направления операторов беспилотных аппаратов – это проектировщики интерфейсов, операторы для разведки месторождений не только для аэросъёмки, но и для мониторинга объектов. Это перспективная, развивающаяся отрасль, в которой возможна творческая самореализация».

Обучаемость как точка отсчета. Личный опыт
О том, как пригождаются hard & soft skills уже сейчас, рассказал Александр Цаплин, студент 3 курса механико-математического факультета ПГНИУ, призёр олимпиад и финалист чемпионата мира по программированию, программист компании «Стеклодом»: «Одно из моих увлечений – олимпиадное программирование. Почему это полезно? На олимпиадах мы часто сталкиваемся с различными ограничениями, например, во времени и ресурсах. В этих условиях мы должны решить как можно больше поставленных задач. Олимпиады развивают стрессоустойчивость, умение работать в команде, помогают усваивать достаточно непростые понятия и искать новые пути решений. Помимо прочего, призёров олимпиад охотно приглашают работать в крупные компании, так, я стажировался в Яндексе. И я далеко не самый "топовый" олимпиадник. Для того, чтобы попасть в крупную компанию не нужно быть самым умным, нужно стараться работать. Нужно учиться уметь учиться».

Дискуссии об изменении и развитии профессий прошли в рамках выставка-форум «Образование и карьера». В течение четырех дней выставки площадка Пермского университета привлекла более 14 тысяч посетителей: для них были проведены консультации по поступлению в университет, профориентационная диагностика, мероприятия университетского класса и программы форума «Цифровой полдень. приближая технологическую сингулярность». Эксперты Пермского университета организовали для учащихся, их родителей и педагогов более 40 мероприятий – лекций, мастер-классов, питч-сессий, многие из которых раскрыли готовность университета работать в условиях цифровизации.

Напомним, в 2017 году учёные Пермского университета на городском фестивале «Мосты» дали прогноз, какие профессии будут актуальны через десятилетия и на кого нужно учиться сейчас.

Пресс-служба