Ученые Пермского университета в течение года проводили орнитологические исследования на территории двух российских аэропортов. Сейчас орнитолог и эколог
Роман Харин и инженер-эколог
Михаил Колодкин составляют список рекомендаций для работников аэропортов по предотвращению столкновения птиц и самолётов.
В городах Игарка и Сургут орнитологи исследовали территорию аэропортов в радиусе 15 км. Ученые определяли характер орнитологической обстановки на аэродроме и выявляли условия, способствующие скоплению птиц. Экологи изучили направление и интенсивность перемещений птиц, их видовой состав и особенности поведения, высоты перелетов, численность и другие параметры. Исследование проводили двумя способами: наблюдением за птицами на специальных пунктах и проведением маршрутного учета.
«Чем больше скорость и высота самолета, тем выше опасность любых столкновений. При этом наиболее критичными являются моменты взлета и посадки. Наибольшую опасность для полетов птицы представляют в конце лета – в это время появляется большое количество молодняка, имеющего небольшой индивидуальный опыт. Кроме того, в это время молодые птицы склонны образовывать скопления и совершать кочевки. Таким же опасным является период сезонных миграций весной и осенью, когда птицы совершают массовые перемещения», – рассказывает Роман Харин, орнитолог Пермского университета.
Для исследователей важно было выявить видовой состав птиц, посещающих аэропорт и прилегающую к нему территорию. Особое внимание уделялось факторам, способствующим скоплению птиц и их привлечению на территорию аэропорта. Одной из главных проблем может стать близость к аэропортам различных хозяйственных объектов и городских свалок, где образуются большие скопления птиц, отмечают экологи. Местные особенности ландшафта, близость к аэропортам водных объектов и другие факторы также могут способствовать концентрации птиц и влиять на интенсивность сезонных миграций.
Ученые ПГНИУ, основываясь на полученных данных, помогут работникам аэропортов подобрать наиболее эффективные мероприятия по снижению вероятности столкновения птиц с самолетами на территории аэропортов. Сейчас они предложили начать биотехнические мероприятия по формированию растительного покрова на территории аэропорта. Для уменьшения привлекательности территории аэропортов для птиц скашивают траву и осушают водоемы. Кроме этого, существуют и другие способы отпугивания птиц в аэропортах. Например, акустические, когда крики бедствия (тревожные голоса) различных видов птиц отгоняют «гостей». Птиц отпугивают пиротехникой, бликами специальных каруселей с зеркалами, а в некоторых аэропортах держат ручных хищных птиц.
Работы были выполнены сотрудниками созданного на базе ПГНИУ ООО «Малое инновационное предприятие «Бюро охраны природы» в рамках исполнения госконтракта. В Пермском крае наибольшую опасность для самолетов представляют птицы из семейства чайковых, чей вес, в зависимости от вида, колеблется от 500 до 1000 граммов и которые могут образовывать крупные скопления. Опасность могут представлять мелкие стайные воробьиноообразные, голуби, дневные хищники, утки и врановые.
За период с 1990 по 2006 год во всем мире погибли более 260 человек из-за столкновения в воздухе пассажирских рейсов с птицами по данным специализированного издания
Aviation Week & Space Technology, причем заметная часть из них выполняла полеты на небольших частных самолетах. Авиакомпании по всему миру тратят в общей сложности около 650 миллионов долларов на устранение повреждений, которые самолеты получают от столкновений с птицами. Несколько дней назад
компания «Аэрофлот» подала в суд на томский аэропорт, потребовав компенсации за поврежденный птицами самолет.
Пресс-служба