В США и Канаде от синдрома белого носа погибло 6 миллионов летучих мышей. Первые зараженные особи найдены и на Урале. В Томском университете выдвинули гипотезу, что болезнь переносят кровососущие мухи. Учёные биологического факультета ПГНИУ не согласны и готовы спорить.
Томские и чешские учёные
предположили, что перенос болезни могут осуществлять эктопаразиты, прежде всего кровососущие мухи. В поисках подтверждений гипотезы они обследовали пещеры в районе города Североуральска (Свердловская область), где 2014 году впервые на Урале были найдены заражённые особи. В 2019 году группа исследователей собирается посетить пещеру Дивью в Пермском крае, где расположена одна из крупнейших колоний летучих мышей в регионе.
С выдвинутой гипотезой не согласны ученые Пермского университета.
«Кровососущие эктопаразиты летучих мышей, нектерибии, почти не летают. Они тесно связаны со своими хозяевами и не могут служить агентами переноса грибка из пещеры в пещеру. А вот туристы – совсем другое дело. Сегодня они посетили одну пещеру, завтра – другую, при этом, часто не проводят дезинфекцию своего снаряжения и обуви», – говорит кандидат биологических наук, доцент биологического факультета ПГНИУ
Николай Паньков.
По мнению пермского ученого, грибок также может попадать с поверхности через карстовые пустоты.
«Наши исследования Кунгурской ледяной пещеры показали, что в глине содержится огромное количество зачатков плесневых грибов, которые, при наличии подходящего субстрата, начинают бурно расти», – говорит эксперт. На сегодняшний день в регионе случаев заражения летучих мышей синдромом белого носа не зафиксировано.
Синдром белого носа вызывается патогенным плесневым грибком Pseudogymnoascus destructans. Он развивается при температуре от 4-х до 20 градусов Цельсия на субстратах, богатых белком, обычно это трупы животных и разлагающиеся плодовые тела шляпочных грибов. В пещерах для него складываются благоприятные условия – высокая влажность и низкие температуры, поэтому начинает размножаться не только на мёртвой органике, но и на покровах тела летучей мыши. Это истощает животное и, в конечном итоге, приводит к его гибели.
В Пермском крае водится 8 или 9 видов летучих мышей (в зависимости от приверженности специалиста к той или иной научной школе). Наиболее часто встречаются разные виды ночниц и ушана бурого, который занесен в Европейский красный список охраняемых животных. В некоторых пещерах они образуют массовые скопления. Например, недалеко от Губахи есть карстовая полость, которая так и называется – пещера Летучих Мышей. Крупные колонии расположены в пещерах Дивьей, Геологов-2 и других карстовых пустот региона.
Ученые биологического факультета Пермского университета внесли свой вклад в изучение летучих мышей. К числу первых работ относятся публикации
Серафима Чащина, долгие годы бывшего деканом биофака Классического университета. Широко известны работы его ученика,
Михаила Тиунова, он продолжил исследования рукокрылых на Дальнем Востоке и защитил по ним сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию. Учёные
Михаил Тиунов и
Николай Паньков вместе изучали крупную колонию летучих мышей недалеко от берега Японского моря. Одной из задач было определение скорости роста детенышей.
Пресс-служба