Он – "хороший" или "плохой"? Психолог ПГНИУ изучила, как человек формирует отношение к другим людям


Объективно отрицательный, но воспринимаемый как «похожий на меня» человек, оценивается более высоко, чем объективно положительный, но «не похожий на меня» – такой вывод сделала Милена Балева, доцент кафедры психологии развития Пермского университета. Рассказываем о результатах исследований психологии восприятия «Другого».


«Общепринятые паттерны "хорошей" и "плохой" личности не являются абсолютными. Они подвергаются оценочному смешению. Решающим фактором оценки другого человека становится личностное сходство. Менее выраженный, но тоже значимый эффект оказывает физическая привлекательность объекта, прежде всего, в ситуации межполового восприятия.

Еще одним фактором смешения категорий "добра" и "зла" при оценке другого является мнение человека о тех чертах, по которым этот другой оценивается. Так, например, если я считаю, что некая негативная черта, например, жадность, широко распространена среди людей, моя оценка жадного человека будет мягче. Если я считаю, что какое-то свойство характера, допустим, упрямство, плохо поддается сознательному контролю, упрямый человек в моих глазах начинает выглядеть не таким уж плохим»
, – рассказала кандидат психологических наук Милена Балева.

Восприятие «Другого» во многом зависит и от когнитивного стиля, то есть от того, как человек в принципе думает, воспринимает и запоминает информацию. Например, стереотипному восприятию «Другого» способствуют такие индивидуальные приёмы переработки информации как полезависимость (неумение четко выделять и сосредотачиваться на главном объекте), импульсивность (склонность к быстрым автоматическим реакциям), когнитивная простота (когда человек интерпретирует происходящее на основе ограниченного набора излюбленных категорий) и ригидность (склонность к формированию самых доступных, «близких» ассоциаций). Но эти приёмы включаются в процесс стереотипизации и определяют его только в том случае, когда образ «Другого» нетипичен.

«В принципе, мы все мыслим стереотипами. Это экономит умственные усилия, освобождает внимание для понимания более сложных и неоднозначных объектов. И эта стратегия в целом оправдывает себя. Однако результаты наших исследований позволяют нащупать дополнительный ресурс для первичного формирования более точного образа "Другого" в условиях неопределенности. Когнитивные стили поддаются корректировке, и это открывает перспективу эффективной профилактики предрассудков и связанной с ними ксенофобии», – продолжила Милена Балева.

Исследования показывают, что сломать уже сформировавшийся негативный стереотип достаточно сложно. Достигнутый результат тут недолговечен, да и наблюдается только на уровне сознания. Бессознательные же реакции показывают, что предрассудок никуда не делся и «прекрасно себя чувствует». Поэтому, чтобы предотвратить  негативное упрощение при восприятия «Другого», необходимо работать не со стереотипами, а с общими приёмами обработки информации.

«Когнитивные механизмы социальной перцепции – это большая фундаментальная тема, которую мы с коллегами разрабатываем уже в течение нескольких лет, в том числе в рамках исследовательских грантов. Полученные данные, безусловно, обладают прикладной значимостью. Одновременно с этим они приводят к новым исследовательским вопросам в самых разных сферах социального восприятия. Студенты нашей кафедры с удовольствием подключаются к разработке этой темы. За три последних года под моим руководством защищено три интереснейших магистерских диссертации по проблемам межполового, брачного и детско-родительского восприятия. Получены важные результаты, которые представляют интерес, прежде всего, для практикующих психологов», – комментирует Милена Балева.

Напоминаем, с этого года под руководством Милены Балевой философско-социологический факультет ПГНИУ начнёт готовить психологов для сферы образования. Подробнее о новой программе бакалавриата можно прочитать по ссылке.

Пресс-служба