О чуди и шлаке. На филологическом факультете состоялось заседание Школы социо- и психолингвистики


Молодые филологи-исследователи изучали особенности народной культуры жителей села Кува. Экспедиция состоялась в рамках проекта «Горная промышленность и раннезаводская культура в языке, народной письменности и фольклоре Урала» при финансовой поддержке Российского научного фонда. Полевые исследования организовала учебно-научная лаборатория теоретической и прикладной фольклористики ПГНИУ.


В Пермском университете состоялось заседание научного семинара «Школа социо- и психолингвистики», темой которого стало «Межэтническое взаимодействие русских и коми-пермяков в Пермском крае». С докладами выступили студентки 2 курса направления «Филология» Александра Корнеева и Дария Маткасымова, а также сотрудник учебно-научной лаборатории теоретической и прикладной фольклористики Мария Брюханова. Этим летом они участвовали в фольклорной экспедиции в село Кува Коми-Пермяцкого округа Пермского края.

Александра Корнеева записывала в Куве мифы о загадочном чудском народе, или чуди. «В коми-пермяцком фольклоре образ чуди мифологизирован. Среди распространенных представлений о чудском народе известны следующие: это коренные жители края и основатели поселений, от них произошли местные жители, некоторые семьи и фамилии. Это угро-финское племя исчезло или частично смешалось с позднее пришедшими сюда народами. В селе Кува нам встретились более специфичные мотивы: чудские люди были очень маленькие, заморенные, поэтому для того, чтобы дотащить мешок муки или зерна, им приходилось браться за него всем вместе. Чудь ушла под землю, потому что не хотела жить по правилам больших людей, заселивших Урал», – рассказала Александра.

Заведующая учебно-научной лабораторией теоретической и прикладной фольклористики ПГНИУ, кандидат филологических наук Светлана Королева отмечает, что сюжеты о чуди сложились у русских, пришедших на пермскую землю, как способ маркировать контакты с иноэтничным языковым населением – коми-пермяками. «А коми-пермяки начинают проецировать свои представления о чудском народе на других древних жителей территории, чьи погребения они находили и продолжают находить во время хозяйственной деятельности. В результате христианизации происходит прерывание традиций, и тогда чудью коми-пермяки начинают считать своих предков, которые не приняли крещение или вообще жили в прежние времена. В Куве, где вместе проживают русские и коми-пермяки, ситуация интересна тем, что предания о чуди существуют здесь на фоне более ярких и многочисленных рассказов о заводском прошлом этого села. Такое вот редкое сочетание», – добавляет она.

Дария Маткасымова собирала устные рассказы о подземных ходах в заводских конторах графа Строганова. Этот фольклорный материал она изучала в двух населенных пунктах Пермского края – селе Кува и городе Очер: на обеих территориях тема знаменитого рода Строгановых и строгановских заводов до сих пор остается актуальной. История Кувы началась со строительства чугуноправильного завода графа Строганова в 1856 году, Очёр появился благодаря строгановскому заводу на век раньше – в 1759 году. «Вокруг существования подземных ходов есть множество слухов – про ограбление заводской кассы, пустоты в таинственных подземельях и людей, которые там заблудились. В Куве, по наиболее популярной версии, подземным проходом соединены здание заводской конторы и дом управляющего заводом, а в Очёре – церковь Архангела Михаила, заводская контора и графская "приезжая квартира". Кроме того, в обоих населенных пунктах встречаются варианты, согласно которым подземные ходы проходят под плотиной заводского пруда», – отмечает Дария.

Устную память о Кувинском чугуноплавильном заводе восстанавливала Мария Брюханова. «Устойчивости устной памяти о заводе способствуют до сих пор существующие материальные объекты заводской истории. Особый интерес вызывает мифологизация заводских объектов (шлак отводит тучи, пруд был построен «на завет», поэтому в нем тонут люди, зато плотина самая прочная и т.д.). Если говорить о лексике, то здесь память о заводе может существовать в виде заводской терминологии, микротопонимии, антропонимии», – поделилась Мария. В интервью с потомками заводчан она не раз слышала часто встречающийся местный антропоним – «кувинский шлак» или «кувинские шлаковины». Так называют отходы металлургической промышленности, а еще это коллективное прозвище жителей села Кува, которые буквально живут на старых насыпях шлака.

Научный семинар «Школа социо- и психолингвистики» впервые состоялся в Пермском университете в 1998 году. Школа объединяет ученых пермских вузов, занимающихся проблемами социо- и психолингвистики. В заседаниях Школы принимают активное участие не только преподаватели, студенты и аспиранты вузов Перми, но и ведущие специалисты российских и зарубежных вузов.

Пресс-служба