В этом году Королевская шведская академия наук разделила премию по физике и отметила сразу две работы. Канадско-американский астрофизик
Джим Пиблс получил половину премии «за теоретические исследования в физической космологии». Астроному
Дидье Кело и астрофизику
Мишель Майор из Швейцарии досталась вторая часть нобелевки «за открытие экзопланеты возле солнцеподобной звезды».
Как рассказал доцент кафедры теоретической физики ПГНИУ
Кирилл Циберкин, работы Джима Пиблса охватывают широкий спектр проблем эволюции ранней Вселенной, которые внесли существенный вклад в развитие теории Большого Взрыва.
«Ключевым направлением работ Пиблса стало объяснение формирования галактик, их скоплений и крупномасштабной структуры Вселенной. Для этого Пиблс предположил, что ещё в первые наносекунды (и даже раньше), благодаря взаимодействию излучения и уже сформировавшейся к тому гравитационно-связанной материи возникли случайные колебания плотности и температуры. Любая чуть более плотная область начинала притягивать к себе всё больше и больше нового вещества, в результате чего след этих возмущений сохранился в ходе дальнейшего расширения Вселенной. Сегодня мы видим его проявления в распределении галактик – они не равномерно разбросаны по пространству, а образуют своеобразные "нити" или "волокна", между которыми находятся "войды" ("пустоты"), практически лишённые вещества», – комментирует Кирилл Циберкин.
Учёные Мишель Майор и Дидье Кело получили награду за открытие, сделанное ими еще в 1995 году. Результатом их исследования стало открытие первой экзопланеты, найденной на орбите солнцеподобной звезды. С 2015 года планета носит название Димидий.
Кирилл Циберкин отмечает, что история открытий экзопланет берет начало ещё со времен Джордано Бруно и его идей о безграничности мироздания. Однако прямое обнаружение планет за пределами Солнечной системы потребовало долгого развития научного инструментария.
«Благодаря развитию наблюдательных методик и использованию космических телескопов стало известно более 4500 экзопланет. Они вращаются вокруг самых разных звёзд и имеют самые разные характеристики. И некоторые из них располагаются в так называемой обитаемой зоне на таком расстоянии от звезды, что на экзопланете может существовать стабильная атмосфера и жидкая вода. А значит, вполне вероятно, и жизнь – в простейшей или даже в сложной форме, которая, быть может, смотрит сейчас на нашу Солнечную систему в свои телескопы», – отмечает Кирилл Циберкин.
Пресс-служба