Контактный проект ПГНИУ и Школы социальной работы Университета штата Айова (США) получил поддержку фонда "Евразия"


Осенью 2015 г. совместный международный проект кафедры социальной работы и конфликтологии юридического факультета ПГНИУ и Школы социальной работы Университета штата Айова «Практика студентов направления "Социальная работа": компетентностный подход» был поддержан фондом «Евразия» (США, Государственный департамент) в рамках «Программы партнерства университетов». Руководителем проекта с российской стороны стала доцент Светлана Гасумова, с американской стороны – доцент Каролин Хартли.
 
Благодаря проекту кафедре социальной работы и конфликтологии удалось восстановить связи со Школой социальной работы Университета штата Айова, сотрудничество с которой успешно развивалось в 90-е годы. С обеих сторон профессорско-преподавательский состав за это время существенно изменился. Идея взаимодействия, совместного проведения исследований вновь получила всеобщую поддержку и вызвала неподдельный интерес у обеих сторон. Декан Школы социальной работы Университета штата Айова Сара Сандерс так же принимает активное участие в развитии сотрудничества, как и заведующая кафедрой социальной работы и конфликтологии Зинаида Замараева.
 

 
Заметим, что в 1991 г. на юридическом факультете одной из первых в России была открыта специальность «Социальная работа». Поскольку до 1991 г. профессиональное образование по социальной работе в России отсутствовало, Пермскому университету пришлось приложить существенные усилия по становлению этого направления подготовки. Немаловажную роль тогда сыграл профессор Том Уолз и другие профессора из университета штата Айова, посещавшие ПГНИУ в начале 1990-х годов по приглашению заведующего в тот период кафедрой социальной работы Станислава Реутова. Американские специалисты оказали неоценимую консультативную помощь в составлении рабочих программ и организации учебного процесса, включая практику студентов.
 
Идея контактного проекта связана с тем, что в настоящее время ПГНИУ столкнулся с необходимостью пересмотра стратегии организации практики студентов профиля «Социальная работа», поскольку с 1 января 2015 г. произошли существенные изменения в законодательстве РФ. Фактически осуществилось разгосударствление сектора социального обслуживания населения. В новых, рыночных условиях стали необходимы новые методические подходы для установления эффективных взаимоотношений с многочисленными, недавно возникшими коммерческими и общественными организациями, которые теперь оказывают социальную помощь гражданам России взамен функционировавших ранее государственных социальных служб.
 

Руководители этих новых субъектов рынка социальных услуг зачастую лишь понаслышке знают о том, что в их организациях могут проходить практику студенты, и нередко совершенно не заинтересованы в ее качественной организации в соответствии с государственными образовательными стандартами. Однако государственных учреждений социального обслуживания населения, где традиционно проходили практику ранее студенты ПГНИУ, становится все меньше, и кафедра социальной работы и конфликтологии вынуждена искать пути взаимодействия с организациями нового типа, формировать у них мотивацию к сотрудничеству и приему студентов на практику. В рамках проекта цель ПГНИУ – ознакомиться с опытом взаимодействия с базами практик в США, где подавляющее большинство таких организаций – как раз негосударственные, и разработать совместно с американскими коллегами новую методическую программу практики студентов направления подготовки «Социальная работа».
 
Действительно, кафедра социальной работы и конфликтологии сталкивается с запросами баз практик (особенно частных организаций) предоставить им некую подробную программу практики, в которой было бы в деталях, «простым языком» описано, что конкретно должны делать студенты для выработки у них профессиональных компетенций под руководством квалифицированных специалистов, как оценивать их работу и т.п. Однако нужно признать, что подобный методический документ отсутствует ввиду отсутствия четких требований российских образовательных стандартов и, вероятно, необходима его разработка на основе международного опыта.
 

 
Поскольку в США имеется длительный опыт организации практики студентов в рамках учебного процесса, и он строго регламентирован образовательными стандартами и требованиями Совета по образованию в области социальной работы (CSWE), Школа социальной работы университета штата Айова, имеющая хорошо развитую инфраструктуру в области практического образования, готова поделиться своим опытом и методическими разработками с Пермским университетом. Для обеих школ социальной  работы предоставляется возможность обменяться своими достижениями в подготовке специалистов по социальной работе с особым акцентом на практическое обучение, что будет способствовать повышению качества образования, а соответственно – формированию социального благополучия в обществе.
 
Оба университета планируют в дальнейшем сделать акцент на культурной компетенции в практике социальной работы и расширить понимание общности социальных проблем в России и США, а также ознакомиться с уникальной практикой социальной работы в обеих странах. Преподаватели кафедры социальной работы будут использовать материалы проекта при организации практических, лабораторных занятий и практики студентов. Разработанная совместно программа практики будет передана в УМО вузов России по образованию в области социальной работы при РГСУ (Москва), которое выразило заинтересованность и готовность поддержать этот международный проект.
 

 
В декабре 2015 г. в рамках Контактного проекта был осуществлен визит делегации ПГНИУ в составе доцентов Светланы Гасумовой и Елены Гриценко в Университет штата Айова. Американская сторона организовала очень теплый прием, были установлены доверительные отношения. В результате интенсивных переговоров была разработана совместная заявка на проект по сотрудничеству Программы партнерства университетов для подачи ее в январе 2016 г. в фонд «Евразия».
 
С 5 по 9 декабря 2015 г. в рамках визита российской стороны партнерства в Университете штата Айова был проведен международный коллоквиум, посвященный компетентностно-ориентированной практике студентов направления подготовки «Социальная работа» в контексте национальных систем и стандартов социальной работы США и России. Были также организованы ознакомительные визиты в ряд организаций и учреждений социальной сферы США: Кризисный центр Айова-сити, больницу и клиники Университета штата Айова, Ресурсный центр для женщин.
 

 
Кроме того, немаловажным результатом контактного этапа проекта явился обмен учебно-методической документацией по организации практики студентов профиля «Социальная работа» между университетами. Ее сравнительный анализ представляет несомненный интерес. В настоящее время осуществляется перевод этой документации и после его завершения вузы планируют опубликовать сборник всех переведенных материалов в издательстве ПГНИУ и распространить его в другие учебные заведения по всей стране через УМО вузов России по образованию в области социальной работы.
 
В рамках нескольких проведенных skype-конференций профессорско-преподавательскому составу кафедры социальной работы и конфликтологии ПГНИУ и Школы социальной работы Университета штата Айова успешно удалось познакомиться и обсудить перспективы сотрудничества.
 
Наконец, благодаря поддержке Контактного проекта фондом «Евразия», между Пермским университетом и Университетом штата Айова был заключен Меморандум о взаимопонимании. Надеемся, это будет способствовать развитию академического сотрудничества между Россией и США.
 
Кафедра социальной работы и конфликтологии