Как жители России представляют географическое пространство страны: учёные из Перми исследовали "наивные" ментальные карты


Коллектив лингвистов, математиков, а также психологов и социологов Пермского университета реализовал проект «Геоконцептология и региональная идентичность». На его осуществление исследователи получили грант от Российского научного фонда (РНФ). Анализируя ментальные карты, которые рисовали респонденты, учёные выявили, как люди из разных регионов представляют географическое пространство России.


«Работать над проектом мы начали более десяти лет назад, нам было интересно узнать, как люди, у которых нет профессионального географического образования, представляют пространство России. Так родилась идея изучать ментальные карты. Кроме того, мы используем термин "наивные" карты, чтобы подчеркнуть тот факт, что человек создаёт их на основе своего субъективного представления о пространстве», – рассказывает автор идеи, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ Наталья Зелянская.

В 2008 году учёные описали общие закономерности организации ментального геопространства, обобщив данные более пятисот «бумажных» карт, которые во время эксперимента по когнитивному геокартированию нарисовали респонденты из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Бийска, Калининграда, Перми, Оренбурга, Уфы. А в 2020 году эксперимент был перенесен в веб-приложение «Студия креативных карт», которое совместными усилиями создали сотрудники учебно-научной лаборатории социокогнитивной и компьютерной лингвистики и механико-математического факультета ПГНИУ. На данный момент исследователи собрали уже более тысячи «цифровых» ментальных карт.

«"Студию креативных карт" мы начали создавать в 2020 году. На сегодняшний день это первое и единственное приложение в России для репрезентации ментальных карт. Совместно с научным руководителем лаборатории Константином Белоусовым мы длительное время продумывали концепцию приложения, потом начали создавать, а в процессе и дорабатывать программу», – отмечает аспирант механико-математического факультета и программист компании «Human Semantics» Роман Чумаков.

В процессе эксперимента респонденты на основании собственных знаний и представлений рисуют карту России, отмечают на ней наиболее важные, по их мнению, географические объекты страны и записывают ассоциации, связанные с ними. Лингвисты с помощью встроенной в «Студию» системы визуальной аналитики исследуют графические характеристики объектов (точки – города, линии – реки) и вербальный код (топонимы – Санкт-Петербург или Питер; ассоциаты, отражающие ценностные ориентиры людей).


Как видят РФ жители Оренбурга

Результаты исследования учёных Пермского университета демонстрируют, как жители разных регионов нашей страны представляют Россию, какие территории оказываются далеки и непонятны для большинства людей, какие наиболее детализированы. Важными показателями для оценки ментальных карт стали присутствие или отсутствие объектов (какие-то респонденты не рисовали Москву), типы объектов (природные или социальные), регионоцентричность, гиперболизация размеров своего региона (родной город респонденты чаще рисуют чуть больше, чем он есть на самом деле, располагают его ближе к геоцентру), а также искажение расстояний между объектами относительно масштабов реальной географической карты (Уральские горы часто располагают посередине карты, между географически близкими населенными пунктами наблюдается «растяжение» пространства).

В Пермском университете «наивной» географией занимаются на филологическом факультете. Лаборатория социокогнитивной и компьютерной лингвистики ПГНИУ является междисциплинарным научным центром. Она объединяет специалистов в области лингвистики, прикладной математики, социологии, психологии, а также клинической медицины. Совместно со студентами сотрудники лаборатории уже разработали информационную систему «Семограф», систему научной визуализации и интеллектуального анализа данных SciVi и графический редактор «Студия креативных карт».

Пресс-служба