Поддержку получил международный проект «Базы практик и модели руководства при обучении студентов-специалистов по социальной работе: сравнение подходов в России и США».
Руководителем проекта с российской стороны стала доцент
Светлана Гасумова, с американской – доцент
Каролин Хартли.
Этот проект является вторым этапом в «Программе партнерства университетов», предлагаемой российским вузам для развития академического сотрудничества с университетами Соединенных штатов.
На первом этапе, осенью 2015 г. финансирование получил контактный проект участников «Практика студентов направления «Социальная работа»: компетентностный подход», который был успешно реализован. В результате в декабре 2015 г. между университетами заключен Меморандум о взаимопонимании.
Благодаря проекту, кафедре социальной работы и конфликтологии удалось восстановить связи со Школой социальной работы Университета штата Айова, сотрудничество с которой успешно развивалось в 90-е годы. Польза от такого взаимодействия, как показал опыт – не только в сфере обмена методическими разработками в области организации практики студентов. Любое сотрудничество академических школ социальной работы приводит к внедрению новых социальных технологий в жизнь общества, влияющих на социальное благополучие в регионе.
Так, в рамках визита делегации ПГНИУ в Университет штата Айова в декабре 2015 г. были установлены связи с общественной организацией, занимающейся реабилитацией инвалидов «Disability Enterprise Foundation (DEF)». Её возглавляет бывший декан Школы социальной работы Университета штата Айова Том Уолз. В настоящее время эта общественная организация реализует проект по размещению творческих работ инвалидов в Интернет-галерее «The Iowa Disability Creative Works Gallery» на сайте
www.idcwg.org.
Кафедра социальной работы и конфликтологии ПГНИУ также имеет опыт организации в 2013 г. аналогичного проекта совместно с Российским детским фондом, было принято решение о сотрудничестве. Фотографии лучших работ ребят с ограниченными возможностями, занимающихся во Дворце творчества юных г. Перми, уже переданы (с согласия их родителей) в общественную организацию «Disability Enterprise Foundation» для размещения в интернет-галерее вместе с работами американцев.
В результате проекта по сотрудничеству также предполагается и преподавательская мобильность – делегации обоих вузов посетят университеты-партнеры, разработка материалов для публикации методического сборника со сравнительным анализом организации практики студентов направления подготовки «Социальная работа» в России и США.
Акцент сделан на том, что на организацию практики влияют культурные различия. В США – всё максимально формализовано, четко и подробнейшим образом регламентировано. Перед прохождением практики студент должен, исходя из утвержденных в учебном плане компетенций, самостоятельно составить для себя объемный план мероприятий, которые он реализует в конкретной организации, чтобы развить у себя каждую из компетенций. Затем студент обязан в процессе прохождения практики ставить самому себе оценки в баллах за степень развития каждой из обозначенных, многочисленных компетенций. Руководитель практики также ставит студенту свои оценки. Другой руководитель практики (от организации, супервизор) обязан еженедельно в течение часа встречаться и обсуждать со студентом ход прохождения им практики.
В России установлено гораздо меньше регламентов. Студента есть возможность неограниченное количество раз за неделю подходить к руководителю практики в организации по разным вопросам. Такое общение не ограничивается 1 часом в установленный день и в установленное время. Консультирование с руководителем может быть незапланированным. И это, возможно, не менее, а в некоторых случаях даже более эффективно.
Также в центре внимания – и то, как убеждать организации становиться базами практики студентов, как формировать у них мотивацию к приему студентов и их грамотному, квалифицированному сопровождению. Любопытно будет сравнить, как это делается в России и в США (в контексте национальных систем и стандартов социальной работы).
В итоге все участники проекта должны будут сформировать собственное понимание, какие элементы из опыта партнеров можно использовать в деятельности своего вуза.
Кроме того, в рамках проекта по сотрудничеству планируются лекции иностранных преподавателей, посвященные актуальным социальным проблемам и технологиям их решения. В ПГНИУ такие лекции американских профессоров пройдут с 18 по 27 мая 2016 г. Они рассчитаны на широкую аудиторию: студентов и преподавателей гуманитарных направлений подготовки, специалистов-практиков из организаций, учреждений и органов власти в социальной сфере и всех, интересующихся вопросами социальной политики в США.
Немаловажно, что в реализации настоящего проекта выразило заинтересованность федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений «Социология и социальная работа». Материалы планирующегося к публикации по результатам проекта методического сборника будут распространены в более чем двухстах российских вузах, ведущих подготовку по направлению «Социальная работа».
Университет штата Айова – один из крупных вузов США, в нём обучаются более 20 тысяч студентов. В структуру Университета входит ряд колледжей, с которыми в дальнейшем может развиваться сотрудничество факультетов Пермского университета: Медицинский колледж, Колледж стоматологии, Образовательный колледж, Инженерный колледж, Юридический колледж, Колледж гуманитарных и естественных наук, Фармацевтический колледж, Колледж общественного здравоохранения, Колледж бизнеса, Колледж непрерывного образования и другие.
Международный проект кафедры социальной работы и конфликтологии ПГНИУ и Школы социальной работы Университета штата Айова (США) «Базы практик и модели руководства при обучении студентов-специалистов по социальной работе: сравнение подходов в России и США» получил грант
фонда «Евразия» Государственного департамента США W16-1018.
Кафедра социальной работы и конфликтологии