Географ ПГНИУ составила музыкально-театральную карту России


Ученый Пермского университета проанализировала современные российские музыкальные театры и выяснила, в каких регионах есть все условия для интеграции представителей разных культур.

Старший преподаватель географического факультета ПГНИУ Анисья Лядова составила музыкально-театральную карту страны и проследила взаимосвязь между инновационной политикой театров и возможностями региона с точки зрения сближения культур.

В ходе работы Анисья Лядова изучила 99 музыкальных театров России и разработала показатель инновационности, который стал основой для типологии городов, а затем и создания карты. «Показатель инновационности – это отношение числа созданных инноваций к статусу места их создания. Он учитывает шесть факторов: расположение театра, концентрацию вузов в городе, уровень квалификации сотрудников, возможность трудоустройства в смежных сферах (радио, телевидение и другие), наличие значительных финансовых и экономических ресурсов региона и потребительский индекс населения», – рассказала автор исследования.


Система «центр – периферия» музыкально-театральной сферы России

В результате 54 города России, в которых существуют музыкальные театры, были распределены по четырем группам. Лидером ожидаемо стала Москва с показателем инновационности – 178,7. Позицию главного центра занимает также Владивосток. «Но высокая статусность Владивостока пока подкреплена низкой инновационностью из-за того, что центр был создан недавно и еще не получил возможности расти на собственном потенциале. У него прекрасные шансы, поскольку он является филиалом Мариинского театра», – поясняет Анисья Лядова.

В тройку лучших инновационных центров полупериферии вошли Санкт-Петербург (87,61), Екатеринбург (44,25) и Пермь (33,44). Среди крупнейших региональных центров – Новосибирск (21), Йошкар-Ола (17,25), Красноярск (17,25), Саратов (13,50), Ростов-на-Дону (11). В выводах исследования отмечается, что идеальным примером инновационного театра является Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Остальные города отличаются слабой инновационной театральной политикой. Так, например, в Нальчике и Владикавказе показатель инновационности равен нулю.

Анисья Лядова считает, что музыкальные театры являются одними из мест, где культурная интеграция проявляется многогранно. «Существует не так много направлений культуры, которые целенаправленно могут быть включены в культурную интеграцию. Жанровое разнообразие музыкальных театров охватывает музыку, пение, танец, живопись, и при этом остается понятным представителям разных культур через язык музыки», – объясняет ученый выбор именно музыкальных театров для исследования.

В выводах исследования отмечается, что пространственная организация музыкальных театров России совпадает с современной российской моделью «центр – периферия». Таким образом, наибольшая культурная инновационность дает самые большие возможности создавать условия для интеграции.


Пресс-служба