Светлана Королёва, доцент кафедры русской литературы, и
Юлия Шкураток, доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания ПГНИУ, в течение пяти месяцев оказывали методическое сопровождение школьному научно-исследовательскому проекту по изучению фольклористики и топонимии.
Проект «Прикамская сторона» стартовал с мастер-классов для школьников по журналистике и самостоятельному сбору сведений для исследовательской работы. Преподаватели филологического факультета ПГНИУ провели для педагогов пермских школ, участников проекта, методический семинар, на котором рассказали, как организовать краеведческое исследование в школе.
«Проект родился из деятельности двух лабораторий, которые занимаются полевой работой. Традиционно на филфаке проводятся две практики – диалектологическая и фольклорная, во время которых студенты выезжают в деревни и собирают диалектную лексику, прозвища, микротопонимию, фольклор. И именно практики – это то, что обычно вспоминают с особой теплотой на выпускном. Этот опыт хотелось передать школе, где тоже есть научно-исследовательская работа, но участие в жюри школьных конкурсов говорит, что эта работа зачастую ограничивается поиском уже существующих ответов на поставленные вопросы. А настоящая исследовательская работа начинается со сбора материала и постановки вопросов, на которые пока нет ответа, – рассказала Юлия Шкураток, доцент кафедры общего и прикладного языкознания ПГНИУ.
«Мы не знали, чем это закончится», – сказали участники проекта из гимназии №5. В проекте «Прикамская сторона» школьники получили опыт интервьюирования, преодоления страха перед информантами, узнали много нового об истории тех мест, где живут или где жили их бабушки и дедушки.
«Ребята вышли "в поле": под руководством учителей они составили вопросники и проводили настоящие интервью, потом расшифровывали их, обрабатывали и анализировали информацию, приходили к выводам, которых не знали заранее, что важно. Книги и интернет тоже были, но только как вспомогательные источники.
Те, кто работал "в поле", знают, что само по себе это ценнейший опыт: нужно наладить контакт с человеком, которого ты, может быть, первый раз видишь, вести беседу, справляясь со смущением и волнением. Иногда информантами оказывались родственники: папы, мамы, дедушки, бабушки, тети, дяди, братья и сестры – и это тоже удивительный опыт. Многие ребята впервые увидели своих близких совсем с другой стороны, поговорили на совершенно новые темы. Мало что сегодня ценится так высоко, как умение общаться. Чем бы потом ни занялись эти школьники – в любой профессии этот опыт им пригодится», – рассказала Светлана Королева, руководитель учебных и научных фольклорных экспедиций, доцент кафедры русской литературы ПГНИУ.
Кроме того, ученые филфака ПГНИУ отмечают важность и притягательность университета как главного центра образования и науки в нашем городе:
«Открытие проекта и предзащиты проектов проходили именно в Пермском университете, ребята имели возможность увидеть университет буквально изнутри, пообщаться с преподавателями. Это сильные эмоции, яркие впечатления, – но это еще и необходимость задуматься о выборе будущей профессии. И хочется верить, что даже если не все из них станут нашими студентами, то многие начнут ставить себе более высокие цели».
«И я бы сказала, что хотя официально проект завершен, работу хочется продолжить. Часть собранного материала так хороша и интересна, что мы непременно предложим учителям оформить его в виде публикаций и статей – в наших факультетских сборниках или специализированных научных журналах», – рассказала Светлана Королева.
Инициатором проекта выступила пермская школьная газета «Перемена-Пермь». Проект «Прикамская сторона» рассчитан на школьные команды 7–11 классов. В рамках проекта ученики лицея №2, гимназии №5, школы №60 и школы №77 не только работали над исследованиями, с результатами которых выступили на научно-практической конференции, но и создавали собственные экскурсионные маршруты и фотовыставки.
Филологический факультет
Пресс-служба