21–22 марта в ПГНИУ прошёл заключительный (очный) этап VII Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по общеобразовательному предмету «География». Впервые за семь лет, в эти же дни, помимо г. Перми, Олимпиада проводилась на трёх региональных площадках: Удмуртский государственный университет (г. Ижевск); Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск); Тюменский государственный университет, Институт наук о Земле (г. Тюмень).
По мнению экспертов Российского совета олимпиад школьников и Министерства образования и науки РФ многопредметная олимпиада «Юные таланты» по общеобразовательному предмету «География» – одна из лучших в стране олимпиад по географии: «Задания олимпиады «Юные таланты» по географии всегда отличаются оригинальностью и новизной, использованием различных технологий при составлении заданий, творческим подходом, позволяющим наиболее полно выявить интеллектуальный потенциал, аналитические способности и креативность мышления участников».
В первом (отборочном) этапе Олимпиады принимали участие 2671 школьников из 67 субъектов РФ, а также из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Южной Кореи, Молдавии, Турции и Узбекистана.
На второй (очный) этап Олимпиады приглашения получили 300 учеников 6–11-х классов. К сожалению, не все участники смогли выступить в финальном этапе. На очный этап в г. Пермь (ПГНИУ) приехали 106 школьников из Белоруссии, г. Москвы, Республики Татарстан, Самарской области, а также Пермского края.
В г. Перми с приветственными словами к участникам финального этапа обратился ректор ПГНИУ, председатель Совета многопредметной олимпиады «Юные таланты», доктор физико-математических наук
Игорь Юрьевич Макарихин. Он отметил значимость многопредметной олимпиады «Юные таланты» для ПГНИУ и подчеркнул, что олимпиада по географии среди университетских олимпиад занимает ведущее место. Не случайно она признана Российским советом олимпиад школьников, созданным Российским союзом ректоров, одной из самых лучших в стране. И.Ю. Макарихин подчеркнул, что фундамент для научных исследований закладывается в средней школе, и для университета имеет огромное значение, какие студенты придут к нам учиться. Ректор ПГНИУ предположил, что участники Олимпиады смогут подружиться за эти два дня и пожелал им успехов.
Главный специалист отдела дополнительного образования и воспитания Министерства образования Пермского края Ольга Владимировна Лесникова, обращаясь к участникам Олимпиады и сопровождающим педагогам и родителям, заметила, что с каждым годом количество школьников, интересующихся географией, увеличивается. Она высказала надежду, что ребята смогут показать свои знания на практике, не разочаруются своими результатами и пожелала им удачи.
Декан географического факультета, доктор географических наук, профессор Александр Иванович Зырянов в своём выступлении отметил, что география – это предмет, который необходим любому человеку всю его жизнь. Он отметил, что географический факультет ПГНИУ – один из крупнейших и лучших географических факультетов ВУЗов нашей страны. А.И. Зырянов подчеркнул, что учёные нашего факультета сотрудничают с ведущими географами из многих стран мира, и пригласил участников Олимпиады поступать в ПГНИУ, где они смогут получить высококлассное профильное образование.
Открытие Олимпиады
В первый день олимпиады проводился письменный тур. Письменный тур включал 30 тестовых заданий, а также 20 основных вопросов и 4 дополнительных задания по карте. Кроме того, участникам олимпиады предлагалось решить 6 географических задач, в т. ч. 2 расчётных и 4 логических.
Максимально возможное количество баллов за письменный тур:
45 – за задания по карте;
50 – за тестовые задания;
80 – за географические задачи.
Общая максимальная сумма баллов за письменный тур – 175.
Пока школьники выполняли задания письменного тура олимпиады, для их наставников были организованы встреча с заведующими кафедрами и ведущими учёными географического факультета, а также методический семинар «Методика подготовки учащихся к олимпиадам по географии».
По завершении первого рабочего дня для участников олимпиады и их сопровождающих были организованы экскурсии в
музеи университета и
Центр геоинформационных систем ПГНИУ.
Второй день олимпиады начался с разбора заданий письменного тура. Члены методической комиссии и жюри Олимпиады рассказали участникам их педагогам и родителям, в чём состояла суть всех заданий письменного тура, объяснили ребятам типичные ошибки, встречающиеся в их ответах. Затем участники Олимпиады задали членам жюри вопросы, на которые преподаватели постарались дать подробные развёрнутые ответы.
После небольшого технического перерыва, во время которого можно было написать заявление об апелляции, стартовал устный тур.
Устный тур включал пять блоков заданий. В каждом блоке – по три характеристики одного и того же географического объекта (учёного и т.п.). С каждой последующей характеристикой-подсказкой правильный ответ становится «прозрачнее» и очевиднее. Если участник олимпиады правильно записывал на выданных карточках ответ на основной вопрос о загаданном объекте (учёном и т.п.) с первой характеристики, то получал за это 15, со второй – 10, с третьей – 5 баллов. Каждая характеристика сопровождалась иллюстрациями и музыкой, которые также служили своеобразными подсказками. Время на размышление – 2 минуты, по истечении которых участники олимпиады должны были сдать карточки с ответами. Максимально возможное количество баллов за устный тур – 75.
Устный тур Олимпиады
Непосредственно к устным ответам на дополнительные вопросы допускалось пять человек, показавших лучшие результаты в письменном туре. Это была внеконкурсная программа, своего рода шоу эрудитов, в котором выявлялся абсолютный победитель Олимпиады.
Каждый из пяти финалистов выбирал интересный для него блок заданий: «Архипелаг», «Полярный исследователь», «Река», «Столица», «Учёный». Если он логично, грамотно, последовательно отвечал на дополнительные вопросы, то мог получить еще 30 баллов.
Лучший результат в устном туре, как и в первый день соревнований, показал Егор Тараторкин (219,6 баллов). Он и стал абсолютным победителем Олимпиады, а его отрыв от ближайшего преследователя составил 37,15 баллов.
Кроме того, в этот же день благодаря спонсорской поддержке Центра геоинформационных систем ПГНИУ для иногородних участников олимпиады и их сопровождающих была организована двухчасовая автобусная экскурсия по г. Перми. Её проводила старший преподаватель
кафедры туризма Анастасия Владимировна Фирсова. Все иногородние участники Олимпиады и сопровождающие выразили ей огромную благодарность за увлекательную экскурсию и нетрадиционный подход к подаче материала. Для остальных ребят, педагогов и родителей был организован просмотр научно-популярных фильмов «Национальные парки США» и «Наследие человечества: Рим, Флоренция, Милан».
Победители и призёры олимпиады, являющиеся одиннадцатиклассниками, смогут поступить в ПГНИУ, УдГУ, ТГУ, ТюмГУ или другой ВУЗ России, где в качестве вступительного экзамена сдаётся «География», на льготных основаниях. В частности, абитуриент может быть зачислен без вступительных испытаний на направления подготовки специальности, соответствующие профилю олимпиады. Либо может быть приравнен к набравшим максимальное количество баллов на ЕГЭ по профильному предмету.
Всем учителям географии,
наставникам олимпийцев, были вручены сертификаты о подготовке участников Олимпиады. В ПГНИУ всем учителям, воспитанники которых принимали участие в очном этапе, были подарены мультимедийные диски с методическими материалами VII Многопредметной олимпиады «Юные таланты» по предмету «География», а также диски с информацией о ПГНИУ. Педагоги, принимавшие участие в работе методического семинара «Методика подготовки учащихся к олимпиадам по географии» получили сертификаты о повышении квалификации. Учителям географии на всех региональных площадках, подготовившим победителей и призёров Олимпиады, были вручены благодарности.
Более подробные сведения о VII Многопредметной олимпиаде «Юные таланты» по предмету «География» можно получить из
итоговой таблицы и фотоотчёта.
Студенты географического факультета, привлечённые к работе Оргкомитета:
Букин Егор (II курс);
Буткова Анна (I курс);
Верещагина Елизавета (II курс);
Климова Анастасия (III курс);
Коновалова Марина (I курс);
Конюхов Кирилл (V курс);
Кривкин Александр (II курс);
Кульдюров Дмитрий (III курс);
Любимова Юлия (III курс);
Нагорнюк Олег (III курс);
Настрога Александр (II курс);
Плотников Кирилл (II курс);
Фотеева Полина (II курс);
Шарафутдинова Кристина (I курс).
Оргкомитет олимпиады «Юные таланты. География» поздравляет победителей и призёров, их учителей и выражает благодарность студентам географического факультета за помощь в организации Олимпиады.
Желаем всем участникам олимпиады удачи! До встречи в новом учебном году.
- Устный тур
- Описание: Работа с карточками на устном туре Олимпиады
- Вероника Коновалова
- Описание: Четвёртой на дополнительные вопросы устного тура отвечал участник внеконкурсной программы, будущий призёр Олимпиады, награждённая дипломом II степени, Вероника Коновалова
- Владимир Рогожин
- Описание: Призёр Олимпиады, награждённый дипломом II степени
- Максим Анисимов
- Описание: Призёр Олимпиады, награждённый дипломом II степени
- Письменный тур
- Описание: Участники Олимпиады решают географические задачи части II письменного тура
- Приветствие ректора
- Описание: С приветственными словами к участникам Олимпиады обратился ректор ПГНИУ Игорь Юрьевич Макарихин
- Григорий Зырянов
- Описание: Самый младший призёр Олимпиады, ученик 8-го класса
- Егор Тараторкин
- Описание: Первым на дополнительные вопросы устного тура отвечал участник внеконкурсной программы, будущий абсолютный победитель Олимпиады Егор Тараторкин
Оргкомитет олимпиады «Юные таланты. География»