21-23 октября на психологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета прошла конференция «Ананьевские чтения: психологическое обеспечение профессиональной деятельности». В конференции приняла участие старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии
Светлана Сергеевна Федосина.
По возвращении в родной университет Светлана Сергеевна делится впечатлениями от поездки:
«Психология профессионального здоровья – сравнительно новый термин, появившийся в 2010-е гг. Основная проблематика данной области включает в себя психологию профессионального стресса, эмоционального выгорания, обеспечение физического и психического здоровья на производстве, удовлетворенность работой», - отмечает Светлана Федосина.
Торжественное открытие состоялось в актовом зале университета. С привественным словом к участникам конференции обратились проректор по научной работе СПбГУ С.П. Туник и декан факультета психологии СПбГУ А.В. Шаболтас. Доклады пленарного заседания были посвящены таким важным проблемам, как обеспечение профессиональной деятельности в нормальных условиях труда (Н.Е. Водопьянова, С.А. Маничев, Т.В. Анисимова), экстремальных ситуациях (Л.И. Вассерман, С.П. Шклярук), методы практического психолога (доцент СПбГУ Е.В. Сидоренко).
Актуальность темы конференции подчеркивалась количеством и разнообразием секций (12) и круглых столов.
«Хотелось бы особо отметить, что помимо заявленной темы участники конференции обратились к опыту, накопленному психологической наукой. Приверженность традициям, бережное отношение к прошлому собственного университета проявилось в проведении круглого стола, посвященного 100-летию М.Д. Александровой», - делится впечатлениями С.В. Федосина.
Пожалуй, наибольший интерес для участников представляли вопросы подготовки психолога в образовательном учреждении, а также курирование деятельности сотрудников (педагогических и научных кадров), обсуждавшаяся на секциях "Психологическое обеспечение профессиональной подготовки в высшей школе" и "Психология профессиональной деятельности в образовании".
Так, в рамках компетентностного подхода возникает вопрос о компетенциях не только обучающегося, но и обучающего. Предполагается, что в информационном обществе опытный педагог должен искусно владеть информационными технологиями, вплоть до создания собственных цифровых продуктов (О.А. Чувгунова). А поскольку сфера ИТ непрерывно развивается, то и повышать квалификацию в этой области преподаватель обязан на протяжении всей жизни. Еще одна специфическая проблема – оценка научно-исследовательской компетентности студентов, аспирантов и преподавателей (О.В. Ракитина), в формировании которой важную роль играет мотивационный фактор (отсюда вытекает целесообразность использования психологической службы вуза для повышения эффективности научной работы).
«В заключение хотелось бы отметить дружескую атмосферу, готовность к обсуждению, поддержку со стороны как организаторов конференции, так и ее участников. На заключительном мероприятии присутствующие высказали мнение, что «Ананьевские чтения» осуществляют интегративную функцию, позволяя специалистам самых разных областей обменяться опытом и узнать что-то новое и ценное. И я полностью согласна с этой мыслью!», добавляет Светлана Сергеевна.
Философско-социологический факультет,
кафедра общей и клинической психологии