Лицеисты прошли геологическую практику в "Предуралье"


«Мама, я геолог» – такие слова из известной песни могли сказать некоторые ребята 11 геолого-географического класса МАОУ «Лицей № 2», возвратившись домой с практики из УНБ «Предуралье». Два дня в рамках спецкурса «Введение в геологию» ребята занимались практическими занятиями по радиометрии, минералогии, геофизике, гидрогеоэкологии, палеонтологии, освоили геологический маршрут. Это их первые профессиональные пробы, которые позволяют понять и почувствовать, что такое геология, ответить на вопрос, может ли геология стать их выбором, их профессией. 
 
Вот уже несколько лет геологический факультет ПГНИУ и МАОУ «Лицей № 2», геолого-географический класс и преподаватель географии Наталья Юрьевна Патокина активно сотрудничают в сфере подготовки учащихся к поступлению на геологический факультет. Вот и в 2014 году 11 человек из класса поступили на геологический факультет ПГНИУ. Традиционно лицеисты среди лучших студентов факультета, многие из них являются победителями студенческих олимпиад различного уровня, а после окончания университета хорошими профессионалами, конкурентно-способными специалистами.

 
А позади Ермак
 
В сентябре этого года, вот уже пятый год подряд, преподаватели и студенты геологического факультета выехали в Предуралье для проведения практических занятий с учащимися геолого-географического класса. Занятие по геофизике, радиометрии провел Алексей Тюрин. Ребята познакомились с таким геофизическим методом как радиометрическое наблюдение, который основан на выявлении и изучении естественной радиоактивности горных пород. Он наиболее широко применяется при поисках, разведке и эксплуатации месторождений полезных ископаемых (руд, парагенетически связанных с радиоактивными элементами, нефти и газа), а так же  для геологического картирования. Учащиеся получили для работы прибор и учетную карточку с планом расположения точек измерения. На местности точки располагались в пределах площадки 3х3 метра по сети через 1 метр (всего 16 точек). В пределах площадки размещался радиоактивный источник.

Занятие по радиометрии
 
В задачу ребят входило:
- включение радиометра, проверка режима его работы;
- измерение натурального фона на контрольном пункте вне пределов полигона до и после работы;
- взятие замера интенсивности излучения на полигоне по сетке, указанной на участке;
- детализация аномалий и определение интенсивности и месторасположений эпицентров с вынесением всех измеренных значений на план полигона;
- построение плана изогамм.
 
Все записи и построения велись в учетной карточке по радиометрическим исследованиям.
 
Занятие по гидрогеоэкологии провел Валентин Казаков. Учащиеся приобрели навыки практического применения знаний в области гидрогеологии, познакомились с конструкцией водозаборной скважины  (насосная станция, обсадные трубы и т.д.). Обследовали  зоны санитарной охраны каждой водозаборной скважины первого, второго и третьего пояса, где проекты организации зон санитарной охраны должны быть установлены с расчетом паспорта гидрогеологической скважины. Ребята научились определять условные границы первого пояса в радиусе 30 м от скважины. Знания о химическом составе, микробиологических показателях подземных вод являются неотъемлемой частью для установленных источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, которые соответствуют гигиеническим нормативам.

Исследование скважины
 
Занятие по минералогии и палеонтологии, прохождение геологического маршрута подготовила и провела Альфия Хусаинова. В ходе геологического маршрута на камень Белый клык лицеисты описали два обнажения: указали точное местоположение, размеры, слагающие породы. Описание началось с построения карты маршрута, для этого использовали горные компасы для определения азимута и шагомер для определения расстояния. На обнажении ребята отобрали образцы горных пород-известняков. Искали преимущественно породы с палеонтологическими остатками: отпечатками и окаменелостями. Были найдены замковые брахиоподы, гастроподы, кремнистые губки, стебли морских лилий (криноидеи), обитавшие в море, которое находилось здесь более 220 млн. лет назад – в Пермском периоде. Ребята рассмотрели процессы образования осадочных пород из материала разрушенных скал, образование слоев песчаников, галечников и глин, как в осадки попадают остатки раковин по которым палеонтологи расшифровывают историю древних геологических периодов. По итогам работы ребята составили и защитили отчеты.

 
Занятие по палеонтологии
 
Вечером ребята соревновались в умении работать в команде, петь под гитару, искать ответы на сложные вопросы. Подготовили и провели интересные конкурсы выпускники лицея, а ныне студенты первого курса геологического факультета Наталья Нифонтова, Иван Нестеров, Андрей Васильев.

Геологический маршрут
 
В городе Кунгуре учащиеся побывали на экскурсии в ледяной пещере и музее купечества. 
 
Геологический факуьтет