Команда бизнес-курсов ПГНИУ выявила потребности малого бизнеса в финансовых ресурсах


В сентябре этого года командой проекта «Бизнес-курсы ПГНИУ. Новая волна» при участии преподавателей экономического факультета проведено анкетирование предпринимателей и их сотрудников на предмет потребностей малого бизнеса в финансовых ресурсах. В анкетировании приняли участие свыше 120 респондентов из различных отраслей, 35,7% из которых собственники бизнеса, 61,7% – сотрудники предпринимателей и 3,5% – привлеченные управляющие компанией.

По результатам исследования пермский бизнес рассчитывает на привлеченные финансовые ресурсы – так ответили 46,43% респондентов. Как правило, микро- и малые компании используют привлеченные средства на рекламу и маркетинг (21,4%), выплаты заработной платы (21,4%), приобретение помещения (10,7%) и другие текущие потребности (покупка инструментов, офисной техники и т.п.) (3,5%). Другими словами, стратегические инвестиции за счет заемных средств практически не осуществляются, привлеченные средства направляются на решение текущих проблем.
 
Наиболее востребованы пермскими предпринимателями кредиты и средства внешнего инвестора (рис. 1), к субсидиям обращаются 11% респондентов.
 
Рис. 1. Финансовые продукты, востребованные пермскими предпринимателями
 
Объем средств, как правило, не превышает 500 000 руб., всего 4% предпринимателей привлекали сумму до 1 млн. руб. и 3,7% респондентов отважились на сумму до 3 млн. руб. Небольшой объем привлекаемых средств связан с тем, что в связи с чередой закрытий банков бизнес рассчитывает только на себя. С учетом данной ситуации в банковской сфере можно выделить топ-3 банков, пользующихся наибольшим доверием среди малого и среднего бизнеса:
1. Сбербанк (53,6% респондентов);
2. ВТБ 24 (25%);
3. Россельхозбанк (7,5%).

Таким образом, пермский бизнес является активным пользователем различных финансовых продуктов. Перспективными направлениями на рынке малых средних предпринимателей являются краткосрочные кредиты (7,1%), микрозаймы (3,6%), софинансирование (3,6%), доступный лизинг (3,6%). Одним из главных препятствий в использовании привлеченных средств остается правовое поле и потребности в консультациях по привлечению инвестиций. Именно поэтому в рамках Бизнес-курсов ПГНИУ создана программа «4 вектора бизнеса: инвестиции, клиенты, персонал, бизнес-процессы».
 
«Исследование показало, что предприниматели по-прежнему испытывают информационный голод. И проект "Бизнес-курсы ПГНИУ" готов помочь его утолить, – говорит Ксения Новикова, д.э.н., профессор, директор Центра дополнительного экономического образования РИНО ПГНИУ, – скоро мы открываем группы в муниципалитетах Пермского края».
 
Проект реализуется при поддержке министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края за счет бюджетных средств.
 
Бесплатные бизнес-курсы для предпринимателей проходят в ПГНИУ каждый вторник с 18.00 до 21.30.
 
Записаться на курсы можно по телефонам: +7 (342) 2-799-400+7 (342) 2-799-100 или через онлайн регистрацию.
 
Экономический факультет