25 января российские студенты отмечают Татьянин день, День российского студенчества. Накануне праздника мы попросили доцента кафедры всеобщей истории ПГНИУ Вячеслава Михайловича Ракова рассказать об истории праздника, вспомнить, как он отмечался в Первом на Урале в советское время.
12 (23) января 1755 года — в день памяти святой мученицы Татианы и именин матери Ивана Шувалова, своего 28-летнего фаворита, российская императрица Елизавета одобрила прошение Шувалова и подписала указ об открытии Московского университета, ставшего центром русской культуры и общественной мысли. Обычно вспоминают фразу Шувалова, обращенную к его матери: «Дарю тебе университет!» В 1791 году, в одном из флигелей старого здания университета была создана домовая церковь святой мученицы Татианы, а сама святая была объявлена покровительницей всего российского студенчества. Впоследствии Николай I распорядился праздновать не день открытия университета (26 апреля 1755 года), а день подписания акта о его учреждении (то есть 25 января). Так волей монарха появился студенческий праздник - День студентов.
В 60-70-е г.г. XIX века Татьянин день превращается в неофициальный студенческий праздник не только учащихся, но и бывших студентов. Порой добавляют, что он стал праздником русской интеллигенции в целом.
На вторую половину XIX века приходится расцвет этого праздника. Почему именно на это время? Потому, что в ходе реформ этой поры университеты получили автономию, - объясняет Вячеслав Михайлович, - и потому также, что во второй половине этого столетия в России начинает складываться гражданское общество. Кроме того, в это время возникает интеллигентская оппозиция самодержавию. Мыслящая Россия втягивает в себя пьянящий, озоновый запах свободы. Можно сказать, что Татьянин день становится не столько днем студента, сколько неофициальным Днем российской свободы. Это, на мой взгляд, основная причина того, почему этот праздник праздновался столь шумно и с оттенком социального вызова – в сторону власти. После 1905 года празднование Татьянина дня стало угасать. По свидетельству газеты «Голос студенчества» (№1 (14) от 12.01.1911 г.), «прежнего пьяного веселья точно не бывало, а вместе с ним как будто потускнел и праздник». Я объясняю это тем, что после 1905 года Россия стала другой. Социальный протест не исчез, но вместе с тем он стал более ожесточенным. Ушло чувство социального единства перед лицом общего противника - самодержавия, а с ним и атмосфера праздничного оптимизма. В 1918 году была закрыта университетская церковь, в ней устроили читальный зал. Прекратились праздники «в честь академической богини» Татьяны. А потом, по понятным причинам, студенческая Татьяна "отбыла" в эмиграцию, где не прерывались российские традиции. В советской России Татьянин день был признан «идеологически неправильным» праздником. В 1923 году его заменили на «День пролетарского студенчества», а празднование Татьяниного дня запретили. Однако совсем искоренить память о студенческом празднике не удалось. В послевоенные годы студенты отмечали Татьянин день в домашних компаниях.
В годы нашей студенческой юности (вторая половина 70-х) мы, в сущности, были лишены этого праздника, - рассказывает Вячеслав Михайлович, - до нас доходили лишь его смутные отголоски, не более. Татьянин день вернулся в постсоветскую Россию в 90-х годах прошлого века. Его реанимация началась, естественно, на почве МГУ. В 1992 г. о нем вспомнил ректор МГУ В. Садовничий, и его вновь стали праздновать открыто. По-настоящему он ожил после возрождения в 1995 году храма в честь мученицы Татьяны при Московском университете. Официально праздник признали совсем недавно: 25 января 2005 г. президент В. Путин подписал указ о дате праздника и присвоении ему высокого статуса общегосударственного. И все же самой яркой страницей истории Татьянина дня остается вторая половина XIX в., поскольку социально-психологическая и культурная ситуация того времени в истории России больше не повторялась.
Отдел по связям с общественностью