22 марта состоялся заключительный этап олимпиады "Юные таланты" по литературе


22 марта на кафедре русской литературы ПГНИУ прошел очный (заключительный) этап VII олимпиады «Юные таланты. Литература».

На олимпиаду по литературе подали заявки 1244 человека. В отборочном (заочном) этапе олимпиады по литературе, который прошел 23 января 2014 г., принимали участие школьники из 33 субъектов Российской Федерации. В очный тур вышли 128 учащихся из 20 субъектов РФ, из них 52 человека приняли непосредственное участие.

Широкая представленность участников олимпиады из разных субъектов РФ говорит о высокой востребованности мероприятия среди школьников. Кроме того, это позволяет судить о высоком уровне олимпиады, серьезной методической работе, проводимой оргкомитетом и методической комиссией олимпиады.

Торжественно открыли олимпиаду председатель жюри олимпиады, декан филологического факультета ПГНИУ, заведующий кафедрой русской литературы, доктор филологических наук, профессор Борис Вадимович Кондаков и член Совета олимпиад многопредметной олимпиады «Юные таланты», куратор олимпиады «Юные таланты. Литература» Виктория Сергеевна Абрамова.


Приветственное слово участникам

Участники выполняли олимпиадные задания в течение двух часов. Олимпиадные задания были типичны для всех трех параллелей (6–9, 10 и 11 классы) и состояли из двух частей. В первой части школьникам предлагалось для анализа стихотворение, которое не входит в обязательную школьную программу. Главная цель части I – проверка навыков литературоведческого анализа лирического текста. Учащимся были даны задания к предложенному тексту на определение темы, проблемы, выделение средств художественной выразительности, характеристику образов, значимых для конкретного лирического текста, включение лирического произведения в литературную традицию и т.д. Выполнение каждого задания оценивалось отдельно.

Составители олимпиадных заданий, в числе которых кандидат филологических наук, доцент Евгения Александровна Князева, кандидат филологических наук, доцент Светлана Юрьевна Королёва, кандидат филологических наук, старший преподаватель Анна Александровна Моисеева, тщательно прописали критерии к каждому предложенному заданию, что помогло школьникам сориентироваться уже во время работы. Анализируя работы участников олимпиады, члены жюри учитывали уровень интерпретации поэтического текста и глубину его постижения: понимание мыслей и чувств, выраженных в стихотворении, объяснение их смысла; применение в анализе знаний по истории и теории литературы с учётом родо-жанровой специфики лирики; выявление роли лирического «я», образного ряда, фоники, лексики, синтаксиса, стиховедческих категорий, историко-культурных реалий текста; речевую грамотность.


Работа над олимпиадными заданиями

Вторая часть представляла собой анализ фрагмента драматического произведения. Участникам были предложены фрагменты пьес, которые либо не входят в число обязательных для изучения в школе, либо авторы которых не входят в число драматургов, чьё творчество обязательно изучается в школе. Цель части II – проверка навыков анализа драматического произведения. Участники олимпиады имели возможность продемонстрировать, насколько они понимают специфику этого рода литературы. В этой части также было пять заданий, в которых требовалось охарактеризовать участников эпизода, судя по речевой специфике их высказываний, определить проблематику, авторскую точку зрения на героев и изображаемую ситуацию, выявить художественные приемы в предложенном фрагменте и т.д. Каждое из заданий также оценивалось отдельно.

Оценивая задания, жюри учитывало понимание позиции автора исходного текста, умение доказывать свои суждения текстом; верное и уместное употребление нравственно-философской и литературоведческой лексики; самостоятельность и обоснованность в аргументации своих суждений; язык и стиль работы: стройность, логичность, последовательность, ясность и эмоциональность изложения. По мнению участников олимпиады, задания были интересными и творческими.

Пока школьники работали над заданиями, их учителя посетили методический семинар на тему «Содержательные и методические аспекты подготовки школьников к олимпиаде по литературе». Семинар проводила член методической комиссии олимпиады «Юные таланты. Литература», старший преподаватель кафедры русской литературы ПГНИУ, преподаватель литературы МАОУ «Лицей № 2» г. Перми, А. А. Моисеева. В семинаре приняли участие 12 учителей г. Перми, Пермского края и Республики Татарстан. По итогам семинара всем учителям были выданы сертификаты о том, что они прослушали 8-часовой курс «Методика и содержание подготовки учащихся к олимпиаде по литературе». Учителя также отметили высокий уровень олимпиадных заданий, направленных на расширение литературной эрудиции школьников, способствующих повышению общекультурного уровня учащихся, усилению интереса школьников к творческой научно-исследовательской деятельности.


Методический семинар для учителей


В перерыве между выполнением заданий и объявлением результатов школьники, их родители и учителя увидели две презентации. Студенты филологического факультета, среди которых Дарья Волегова (3 курс, филологи), Валерия Пашина (3 курс, филологи), Ксения Виноградова (2 курс, филологи), Оксана Колегова (2 курс, филологи),  Стелла Михайлова (2 курс, ТПЛ), Ольга Пашина (1 курс, филологи), выступили с интересной и содержательной презентацией, представив жизнь студента-филолога сквозь призму учебы, науки, спорта, всевозможных конкурсов и мероприятий, которые проходят на факультете и в университете. Вторую презентацию подготовил для наших участников декан филологического факультета Б.В. Кондаков.

На закрытии олимпиады все участники получили сертификаты участников очного (заключительного) этапа, а победители и призеры были награждены дипломами и памятными призами.

Списки призёров олимпиады (doc)
С полным списком участников олимпиады и их результатами можно ознакомиться на сайте олимпиады.
Фото с олимпиады


Виктория Сергеевна Абрамова,
куратор олимпиады «Юные таланты» по литературе