Инкубатор креативного бизнеса «МОЗГОВО» подвел итоги работы за 2013 год


Управление инновационной деятельности ПГНИУ появилось в структуре вуза 1 ноября 2012 года, чуть более года назад. В октябре 2013 года на форуме «Инновации: путь в успешный бизнес», организованном Управлением, о своем существовании заявил Инкубатор креативного бизнеса «МОЗГОВО». С этого момента прошло совсем немного времени, но нам уже есть, чем гордится.
 
Перед Управлением были поставлены амбициозные задачи, выраженные в целом ряде целевых показателей. И хотя зачастую борьба за показатели превращается в борьбу с ветряными мельницами, которая не только не приближает к заветной цели, но и значительно отодвигает от нее, Инкубатор креативного бизнеса «МОЗГОВО» постарался найти в каждом показателе сущностную составляющую и направить свои усилия на нее. Итак, с какими ветряными мельницами нам пришлось сражаться в этом году:
 
Ветряная мельница №1: Малые инновационные предприятия
 
 
Одним из основных показателей результативности инновационной деятельности университетов считается количество созданных малых инновационных предприятий, что ведет к тому, что вузы инициируют их организацию в большом количестве. К сожалению, само количество МИПов не гарантирует превращения научных разработок в наукоемкий бизнес.
 
«МОЗГОВО» стремится создавать эффективные малые инновационные предприятия, объединяющие бизнес и науку. Для этого в 2013 году было инициировано создание МИПов с участием бизнеса. В конце 2013 года было создано два новых малых инновационных предприятия, в состав соучредителей которых вошли представители крупных пермских IT и промышленной компаний: ООО «КНОВА» и ООО «Эко-Кама».
 
Ветряная мельница № 2: Бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности 
 
 
Количество объектов интеллектуальной собственности университета также является одним из показателей эффективности инновационной деятельности, но не все из них действительно имеет смысл ставить на бухгалтерский учет. Объекты интеллектуальной собственности, не имеющие потенциала коммерциализации, превращаются в балласт на счету вуза, несущего расходы на поддержание их статуса, и не получающего от этого никакого дохода.
 
«МОЗГОВО» отбирает те объекты интеллектуальной собственности, которые в перспективе будут способны выйти не только на российский, но и на международные рынки. В 2013 году таких объектов было создано и поставлено на бухгалтерский учет 15, что почти в два раза больше намеченного плана.
 
Ветряная мельница № 3: Доходы от инновационной деятельности
 
 
Большинство ученых оценивают результативность своей деятельности количеством написанных статей и опубликованных монографий, в связи с чем, многие годы доходы от инновационной деятельности университета равнялись нулю. 
 
«МОЗГОВО» ориентирует ученых и инноваторов ПГНИУ на поиск бизнес-составляющей их проектов. В результате чего доходы от реализации прав на использование результатов интеллектуальной деятельности в 2013 году превысили план более чем в 12 раз.
 
Ветряная мельница № 4: Трансфер технологий
 
 
Процесс коммерциализации технологии очень часто ассоциируется с созданием собственного предприятия, что связано с необходимостью заниматься большим количеством непрофильных для ученого видов деятельности: ведением бухгалтерии, юридическими вопросами организации и сопровождения бизнеса, анализом рынков и многими другими.
 
«МОЗГОВО» предлагает ученым еще один способ коммерциализации: трансфер технологий. Запатентованная технология может быть передана в руки компаний, готовых заниматься выведением ее на рынок, разделяя полученный доход с самим инноватором и снимая с него все транзакционные издержки. В 2013 году усилиями «МОЗГОВО» ПГНИУ заключил договор с крупнейшими компаниями, занимающимися трансфером технологий на рынках США и Европы, и работающими с такими компаниями как Google и Apple: Bastille и Fish & Richardson.
 
Ветряная мельница № 5: Гуманитарные инновации
 
 
Возможность гуманитарных инноваций ставится под сомнение многими. Тем не менее, практика показывает, что именно на стыке гуманитарных, естественных и технических наук лежит путь к самым эффективным технологиям.
 
«МОЗГОВО» ищет точки соприкосновения между гуманитарными и естественными факультетами Пермского государственного национального исследовательского университета, инициируя совместные проекты между ними. Одним из наиболее крупных шагов в эту сторону стал форум «Инновации: путь в успешный бизнес», собравший на своей площадке более сотни представителей различных факультетов, вузов и бизнес-сообщества Пермского края, чтобы обсудить возможные пути создания гуманитарных инноваций.
 
 
Помимо борьбы с ветряными мельницами Инкубатор креативного бизнеса «МОЗГОВО» занимается и традиционной деятельностью: созданием и сопровождением бизнеса резидентов. В 2013 году Инкубатор отобрал 10 новых проектных команд для участия в программе резидентуры. Команда одного из резидентов Инкубатора победила со своим проектом в VIII конкурсе инновационных проектов «УМНИК», получив на свой будущий бизнес 200 000 руб.
 
Впереди у «МОЗГОВО» еще много важных задач, таких как аудит технологий университета, налаживание системы лицензионных выплат авторам инноваций, оттачивание процедуры создания малых инновационных предприятий, разъяснение значимости патентования инновационных разработок ученым и инноваторам университета. 
 
Инкубатор креативного бизнеса «МОЗГОВО»