Девять тысяч километров (одна пятая часть расстояния Земли по экватору) просмотрено за 15 дней учебной практики

Полевой студенческий отряд геологического факультета Пермского университета в составе 20 человек, укомплектованный оборудованием, приобретенным за счет средств национального проекта Образование , в период с 3 по 17 июля 2011 г. проводил учебную геологическую практику на территории Красноярского края и республики Хакассия.

 

Это был четвертый год, как студенты Пермского университета, выезжают на такую практику. Геологическая практика началась в г. Пермь. Поездом проехали около 3 тыс. км до г. Красноярска. На месте был арендован специализированный автобус для ведения практики из г. Минусинска (ИП Сафаров). На автобусе было обеспечено движение по изучаемым объектам гг. Ачинск, Назарово, Шира, Сорск, Абакан и многим другим. Общий маршрут движения составил более 2.5 тыс. км. В обратный путь отправились из столицы республики Хакассия г. Абакана и преодолели еще расстояние около 3.5 тыс. км.

 

Группа студентов геологов после второго курса обучения, под руководством зав. кафедрой, профессора О.Б. Наумовой и доцента кафедры В.И. Совлука посетила ряд магматогенных и осадочных месторождений, музеи и другие геологические объекты Кузнецкого Алатау и Минусинских впадин. Это уникальное золоторудный узел группы месторождений коренного золота золотокварцевой малосульфидной формации с мелким и тонким свободным золотом в кварцевых жилах Коммунар. Богомдарованное ; месторождение золота в доломитах Юзик .

 

Студенты познакомились с технологиями поисков, разведки золота и промышленными технологиями извлечения золота гравитацией, флотацией, гидрометаллургией (цианированием)  путем кучного и чанового выщелачивания. Оценили пути обеззараживания отвалов отработки и обеспечения их экологической очистки; складирования техногенных отвалов, которые занимают площади десятки и сотни гектаров земли. Группа побывала на гигантских карьерах разработки месторождений золота ( Коммунар. Богомдарованный ), медно-молибденовых руд (Сорское), крупных разрезах по добыче бурого угля Назаровский и Березовский в Северо-Минусинской впадине.

 

Практические навыки ведения поисковых  и разведочных работ студенты получили при опробовании россыпных, техногенных объектов и месторождений песчано-гравийного сырья на реках Енисей, Манна, Чулым, Черный и Белый Июс, речной сети в пределах развития золоторудных и золотороссыпных месторождений восточного склона Кузнецкого Алатау. Под руководством доцента В.А. Наумова ими промыто более 30 проб объемом от 3 до 30 л на поисковых канадских лотках и винтовом шлюзе по авторской методике Перм ГУ. Получены золотоносные концентраты, изучение которых  будет продолжено при выполнении курсовых и выпускных работ. Тем самым реализуется схема обучения и получения навыков от постановки проблемы до результата внедрения – одними руками .

 

Выполнен анализ техногенных образований медно-молибденового и медно-цинкового месторождений Юлия , золоторудного месторождения Коммунар. Богомдарованный . Установлены условия формирования, выделены зоны концентрации и рассеяния медьсодержащих минералов (халькопирита) в продуктах флотационного обогащения и их преобразования в малахит и куприт.

 

При поведении исследований проведено полевое сопоставление методик обогащения золотоносных отложений гравитационными способами на канадском лотке и винтовом шлюзе. По результатам обработки материалов полевых и лабораторных работ студенческого полевого отряда планируется издание тезисов докладов и подготовка статей на студенческие научные конференции.

 

В Хакассии отряд остановился на базе учебной геологической практики Сибирского федерального университета (СФУ), бывшей базе Красноярского института цветных металлов в районе знаменитого курорта Шира и заповедного озера Итколь. Рядом расположены базы практик ведущих сибирских Вузов: Томского политехнического университета, Томского и Новосибирского университетов. Проживание – в  палатках, питание на общей базе или самостоятельное приготовление пищи в условиях максимально приближенных к полевой геологической жизни на производстве. Объединенная база практик позволяет студентам получать унифицированную информацию по геологическому строению и истории развития территории Кузнецкого Алатау и сопряженных с ним межгорных впадин.

 

В то же время на базу СФУ в рамках обмена опытом прибыли студенты-геологи и преподаватели из Фрайбергской горной Академии и университета г. Ганновера (Германия). Помимо творческих встреч и обмена информацией по учебе и практике состоялись спортивные состязания по волейболу между Вузами. Команда геологов ПермГУ одержала несколько убедительных побед над студентами Красноярска, Новосибирска и Германии.

 

Опыт проведения совместных практик весьма положителен для обеспечения коммуникаций между студентами ведущих Вузов. Студенты оценивают разницу и специфику преподавания дисциплин разными научными школами. Выступают от имени той школы, которую представляют и на своем уровне показывают преимущества своего обучения. Делятся применяемыми технологиями и особенностями аппаратурного обеспечения. Рассказывают о своем опыте и навыках самостоятельного ведения работ. Преподаватели и студенты получают возможность сравнивать и перенимать лучшие достижения в системе обучения.

 

Студенты и сотрудники ПермГУ пригласили коллег из СФУ посетить базы практик Перм ГУ и геологические объекты Среднего Урала на следующий год. Возможно формирование совместной экспедиции со студентами Фрайберга и Ганновера. Надеемся на положительный опыт ответного визита в Пермский край.

 

Таким образом, Великолепная организация передвижения, хорошая организованность труда и слаженность работы студентов позволили преодолеть за период практики 9 тыс. км, или примерно одну пятую часть расстояния окружности Земли по экватору, посмотреть уникальные объекты Красноярского края и республики Хакассия. По окончании работ многие студенты сожалели, что практика завершилась и нет возможности остаться с новыми друзьями и продолжить работы.