04.02.2008 | Интервью Ректора ПГУ газете Business class |
КЛАССИКА ЖАНРА
Ректор Пермского государственного университета Владимир Маланин - об опасности однобокого крена в сторону высшего образования, о взаимодействии научного сообщества и бизнеса и об импульсе, который дал ПГУ нацпроект "Образование".
- Владимир Владимирович, насколько сегодня остра конкуренция между вузами Перми?
- Вряд ли ее можно назвать очень острой. Количество высших учебных заведений с каждым годом только увеличивается, растет число как филиалов, так и негосударственных вузов, а также представительств. И порой это превышает разумные пределы.
- По данным Пермьстата, за минувший год более всего подорожали услуги образования. Какую позицию в этом вопросе занимает университет?
- То, что услуги образования дорожают, - очевидная истина. В этом вопросе позиция университета уже выработана: увеличение сумм при заключении договоров не должно превышать инфляционные показатели. Мы соразмеряем все тенденции в экономике с реальными возможностями населения.
- Влияет ли повышение стоимости образования на число желающих получить его?
- Число желающих получить высшее образование год от года не уменьшается. Это происходит и вследствие роста платежеспособности населения, хотя в последнее время предпринимается немало усилий, чтобы повысить престиж начального и среднего профессионального образования, так как крен только в сторону высшего образования достаточно опасен. В не меньшей степени нужно обращать внимание и на другие уровни системы образования.
- Какие специальности наиболее популярны в последнее время?
- Я могу говорить лишь о спектре специальностей классического университета. Здесь по-прежнему популярностью пользуется экономическое и юридическое образование. Все большей популярностью начинают пользоваться и специальности, связанные с информационной безопасностью, экологическими проблемами. Вообще абитуриент при любом вкусе почти всегда сможет найти в ПГУ нужное для себя направление.
- Бизнес и власть сейчас сетуют, что вузы медленно реагируют на запросы экономики. Согласны ли Вы с этим? Как соотносятся вновь вводимые университетом специальности с тем, что востребовано экономикой?
- В принципе, необходимо наладить большее взаимодействие бизнеса, власти и научного сообщества, что сейчас и происходит. Психологически к сотрудничеству уже готовы все, и то, что движение к нему будет разворачиваться, - вполне очевидный факт. Хотя, безусловно, реагировать на запросы экономики достаточно сложно и рискованно, и отнюдь не все готовы взять эти риски на себя. В основном риски связаны с длительностью как образовательных процессов, так и бизнес-проектов. Поэтому гарантированно прогнозировать, что будет востребовано экономикой через 4-5 лет, - довольно трудная задача.
- Насколько высок сегодня спрос на услуги дополнительного образования? Какова его динамика?
- За последние годы второе высшее образование стало весьма популярным. И независимо от первого профиля обучения многие поступают на экономические и юридические специальности. Некоторые экономисты получают юридическое образование, а юристы - экономическое. Чем это продиктовано? Наверное, запросами рыночной экономики. Если человек чувствует, что ему недостаточно знаний, он получает дополнительное образование. И на сегодняшний день эта сфера чрезвычайно востребована населением.
- Как проходит аттестация высших учебных заведений? Для чего она необходима?
- Любое высшее учебное заведение каждые пять лет подвергается процедуре проверки качества, которую проводит комиссия по Рособрнадзору при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Эта процедура состоит из двух частей. Во-первых, лицензирование, то есть получение вузом разрешения на право ведения деятельности в сфере высшего образования по различным специальностям и направлениям. Для получения этой лицензии необходимо соответствовать определенным критериям и требованиям, которые жестко прописаны законодательством. Вторая часть процедуры проверки качества - это аккредитация. Она в свою очередь подтверждает право вуза выдавать дипломы государственного образца. Сейчас официально процедуры аттестации уже нет, она превратилась в две отдельные, но связанные между собой части. Министерством образования и науки утверждены показатели и критерии оценки деятельности университетов. И итогом процедуры проверки является издание двух приказов: приказа о лицензировании и приказа об аккредитации.
- Как классический университет проходил процедуру проверки качества образования?
- Пермский государственный университет проходил эту процедуру в конце ноября 2007 года. Здесь следует сказать, что она требует сложной подготовки и занимает много времени. Для того чтобы называться университетом, необходимо соответствовать ряду требований по различным показателям, и Пермский университет по многим из них входит в число ведущих вузов России. Также следует сказать, что для университетов пороговые значения самые большие, тогда как для академий и институтов они гораздо меньше. То есть существует четкая градация вузов: университеты, академии и институты. Помимо этого, очень большое число документов при прохождении лицензирования касается наличия необходимых условий для проведения занятий и научно-исследовательской деятельности. И по этим критериям у классического университета также замечаний не имеется.
Единственное замечание, которое было высказано университету, касалось так называемого интернет-тестирования, которое нацелено на проверку остаточных знаний у студентов, год назад уже завершивших изучение предмета. На сегодняшний день в университете реализуется 1400 дисциплин, тогда как замечания есть лишь по десятку дисциплин, при этом 6 раз повторяется такая дисциплина, как "отечественная история", 4 раза - "концепции современного естествознания". Были высказаны замечания и по таким дисциплинам, как физкультура и математика. То есть по существу замечания касаются лишь непрофильных дисциплин на соответствующих факультетах. Без замечаний невозможно, но все они исправимы. Впрочем, по моему мнению, к нормальному пониманию качественного образования подобное интернет-тестирование имеет слабое отношение. Тем более что университет не позиционирует себя как организация, где система электронного тестирования является обязательной процедурой для проверки знаний и входит в число непременных процедур вуза.
Если говорить о качестве подготовки выпускника, то прежде всего его нужно оценивать по таким критериям, как профессионализм, успешность и востребованность на рынке труда. А в этом отношении репутация выпускников университета очень высока - ни на бирже труда, ни в числе безработных студентов ПГУ нет.
- Каковы результаты проверки качества образования?
- Официальные заключения комиссии Рособрнадзора свидетельствуют о том, что Пермский государственный университет соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В частности, приказ о лицензировании уже подписан. А 7 февраля в Рособрнадзоре запланировано первое в этом году заседание коллегии, по завершении которого будет издан приказ и о прохождении аккредитации. Могу сказать, что университетский коллектив не сомневается в прохождении аккредитации и нелепые слухи о потере права выдачи дипломов государственного образца лишены всяческих оснований. За последние годы потенциал университета в целом существенно возрос. Ведь благодаря приоритетному национальному проекту "Образование" классический университет получил мощный импульс к развитию, к повышению научного потенциала, укреплению материальной базы, повышению квалификации кадрового состава.
- Как реализуется нацпроект "Образование" в Пермском классическом университете?
- В соответствии с инновационной образовательной программой ПГУ происходит формирование в крае инновационного научно-образовательного учреждения, способного решать масштабные задачи подготовки высококомпетентных кадров, проведения многоплановых научных исследований и прикладных разработок, в том числе и по проблемам социально-экономического развития региона. Нацпроект "Образование" требует и большого финансирования. Так, в 2006 и 2007 годах на реализацию программы из федерального бюджета было выделено 395 млн рублей, а в рамках софинансирования - 100 млн рублей. Основными направлениями инноваций в образовательной деятельности стали усиление и расширение возможностей технологической инфраструктуры университета, обеспечение профессорско-преподавательского состава необходимыми техническими средствами обучения, расширение возможностей информационной системы сопровождения преподавательской деятельности для обеспечения качества образования, а также расширение доступа студентов к современным средствам и технологиям обучения.
Автор - Наталья Варламова, Business class, №3 (169),
Пермский государственный национальный исследовательский университет © 2024
614068, Пермь, ул. Букирева, 15, info@psu.ru
Посещая страницы Сайта, заполняя формы ввода данных, пользователь выражает своё согласие с Политикой конфиденциальности.
Все права защищены © Пермский государственный университет. Сайт разработан при участии Команды ПЕРМСАЙТ