Направления образовательной деятельности

Координацию работ по подготовке кадров в области суперкомпьютерных технологий (СКТ) и непосредственное участие осуществляет НОЦ ПиРВ. Массовую подготовку по СКТ в рамках основных образовательных программ ведёт механико-математический факультет. Существенные элементы подготовки по СКТ есть на физическом и экономическом факультетах. Повышение квалификации по СКТ проводится в Региональном институте непрерывного образования (РИНО) ПГНИУ.

Обучение основам СКТ входит в основные образовательные программы (ООП) подготовки бакалавров по направлениям: «Фундаментальные информатика и информационные технологии»; «Прикладная математика и информатика»; «Механика и математическое моделирование»; «Прикладные математика и физика»; «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере». Основы СКТ также даются студентам специальности «Компьютерная безопасность». Углублённое освоение СКТ предусматривают ООП подготовки магистров по направлениям: «Фундаментальные информатика и информационные технологии» (профиль «Открытые информационные системы»); «Прикладная математика и информатика» (профили «Математическое и программное обеспечение вычислительных систем», «Информационно-аналитические системы в задачах прогнозирования и управления процессами социально-экономического развития стран и территорий», «Информационные системы и анализ финансовых рынков (MIFIT)»). Актуальным СКТ посвящена программа дополнительного образования РИНО ПГНИУ (совместно с НОЦ ПиРВ) «Высокопроизводительные вычисления на графических процессорах. Существенные элементы СКТ включают программы подготовки научно-педагогических кадров по специальностям: 01.02.05 «Механика жидкости, газа и плазмы», 05.13.11 «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей», 05.13.18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ».

ПГНИУ ведёт систематическую деятельность по интеграции предметного содержания области суперкомпьютерных технологий с учебными планами подготовки бакалавров, специалистов и магистров. Учитываются структура Свода знаний и умений в области суперкомпьютерных вычислений (в рамках российского национального проекта суперкомпьютерного образования) и международные рекомендации Computer Science Curricula 2013. В рамках основных образовательных программ Пермского университета разработаны, обновляются и читаются 14 курсов по тематике СКТ: «Параллельное программирование»; «Высокопроизводительные вычисления и GRID-технологии»; «Распределенные алгоритмы»; «Технологии разработки распределенных приложений»; «Технологии распределенных вычислений»; «Современные теории имитационного моделирования»; «Параллельные вычислительные системы»; «Параллельные вычислительные системы (базовый уровень)»; «Программирование для параллельных вычислительных систем»; «Программирование на видеокартах (CUDA)); «Параллельные масштабированные алгоритмы» (на английском языке); «Высокопроизводительные вычисления в механике и физике»; «Технологии распараллеливания»; «Параллельные вычисления»; «Распределенные системы».

Пермский университет на регулярной основе разрабатывает и реализует программы повышения квалификации и переподготовки кадров в области СКТ для преподавателей вузов и научных работников. В качестве примера можно привести программу повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Высокопроизводительные вычисления на графических процессорах». Программа ориентирована на освоение современных технологий высокопроизводительных вычислений на графических процессорах и изучение возможностей их практического применения для решения актуальных задач науки и техники.