Чечулин В. Л. История математики, науки и культуры (структура, периоды, новообразования)

Чечулин В. Л., История математики, науки и культуры (структура, периоды, новообразования): монография / В. Л. Чечулин; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2013. — 166 с. ISBN 978-5-7944-2116-3


В монографии на основании онтологической структуры (сознание, время, материя) и общегносеологических закономерностей отражения действительности в сознании человека (шестиуровневая структура отражения) описывается периодизация истории математики (по линии число–уравнение–функция–оператор…); периодизация развития представлений о причинности; периодизация развития естественных наук (физики, механики, химии, представлений об источнике болезней); гуманитарных наук (языкознания, психологии), культуры (литературы как мировой так и русской, музыки); дополнительно описаны ступени развития морально-этических представлений, системы права, экономики, ступени развития 
научной методологии.
 
Выделены периоды однородного развития наук и переходы на качественно новый уровень абстракции научного знания. Отмечено, что высший уровень развития непредикативный (самоссылочный) не сводим к абстракциям низших уровней.
 
Показана содержательная взаимосвязь в развитии наук в пределах одного периода. Указано, что последовательность изучения математических и иных научных понятий в системе образования повторяет те же уровни абстракции, что и в истории науки. Показано, что наличная структура морально-этических представлений и её историческое развитие взаимосвязаны. В истории экономики при описании подпериодов её развития обоснована конечность современных технологических укладов (пятый, современный — предельный).
 
На широком фактическом материале показано, что развитие науки следует общим закономерностям отражения действительности в сознании человека и соответствует ступеням постижения истины; обосновывается необходимость онтологической полноты научных теорий. Подчёркивается, что развитие науки и культуры имеет конечной целью (высшей, шестой ступенью) обеспечение возможностей реализации свобод человека в виде общезначимой десятичастной системы ценностей, реализуемой при смене поколений и воспроизводстве структуры государства и общества.
 
Книга предназначена для научных работников, преподавателей, учителей, аспиран-тов и студентов вузов.