Образовательные программы: Биотехнология и генетика; Живые системы Арктики и Субарктики; Управление биологическими ресурсами
ФГОС, ОП, примерные учебные планы
Вступительные испытания, минимальные баллы
Контрольные цифры приема
Образовательная программа «Биотехнология и генетика»
Руководители образовательной программы «Биотехнология и генетика» – академик РАН, профессор, д.б.н Ившина И.Б., д.б.н, профессор, Раев М.Б., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой ботаники и генетики растений Боронникова С.В.
Основными направлениями развития современных биотехнологий являются медицинские биотехнологии, агробиотехнологии и экологические биотехнологии. Новейшим и важнейшим ответвлением биотехнологии является генная инженерия.
Образовательная программа «Биотехнология и генетика» нацелена на научные исследования в областях медицинской и экологической биотехнологии, а также генетических технологий. В учебном плане магистратуры сочетаются дисциплины двух основных блоков: биотехнологического (клеточные технологии, микробные биотехнологии, нанобиотехнология, микроорганизмы-экстремофилы, стереоспецифические взаимодействия) и генетического (новые генетические технологии и биобезопасность, молекулярная генетика, геномика и протеомика). Предложенные для освоения дисциплины раскрывают сущность актуальных на сегодняшний день вопросов и проблем в области генетических исследований и биотехнологии.
Образовательная программа «Биотехнология и генетика» направлена на формирование не только профессиональных, но и коммуникативных умений и навыков, управленческих способностей, умение работать в команде. Программа развивает навыки самоорганизации, системного и критического мышления, содержит дисциплины, направленные на освоение иностранных языков.
Биотехнологические разработки пользуются большим спросом как в мировой промышленности и медицине, так и в частных компаниях, выпускающих лекарства, косметические средства, пищевые продукты. Направление объединяет знания в области биологии, химии, информатики, физики. Магистры работают с изолированным генетическим материалом, ферментами, клетками и протекающими в них биологическими процессами; оборудованием для исследования клеточных культур, создания генно-модифицированных организмов, определения качества продукции. Также выпускники могут заниматься биоинформатикой – наукой, связывающей молекулярную биологию с программированием. Полученные навыки применяются в медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве, научных исследованиях.
Основное место работы выпускников магистратуры – производственные и исследовательские лаборатории. Выпускники могут также трудоустроиться в НИИ, ВУЗы, медицинские центры и биотехнологические компании. Специалистов ждут санитарно-эпидемиологические станции, предприятия пищевой и фармацевтической промышленности.
Сбор растительного материала для выделения ДНК
Подготовка к проведению ПЦР на занятиях по большому практикуму «Методы молекулярно-генетического анализа»
Автоматизация проведения гель-электрофореза: овладение всеми этапами молекулярно-генетического анализа
Изучение генетического полиморфизма и молекулярно-генетических процессов на лабораторных занятиях на примере древесных растений, рыб и человека
Образовательная программа «Живые системы Арктики и Субарктики»
Актуальными задачами биологии есть и остаются изучение живых организмов и их взаимодействие между собой и окружающей средой. Особенно актуально изучение функционирования живых систем в Арктике и субарктических районах, т.к. живые системы данных территорий очень уязвимы и существуют риски исчезновения видов, входящих в те или иные живые системы.
Основное содержание образовательной программы включает:
- изучение фундаментальных свойств живых систем Арктики и Субарктики на всех уровнях организации живой природы;
- изучение технологий ремедиации загрязненных экосистем Арктики и Субарктики;
- основы современных математических методов обработки данных;
- изучение методов проведения экологической экспертизы северных территорий и акваторий;
- основы медицинского и психологического сопровождения экспедиционных исследований.
Профессиональная подготовка студентов позволяет:
- демонстрировать знания о технологиях экологического мониторинга в Арктической зоне;
- иметь базовые представления о функционировании арктических экосистем;
- владеть ГИС-технологиями и современным математическим аппаратом обработки данных;
- демонстрировать знания об основных закономерностях восстановления загрязненных экосистем;
- владеть современнымиметодами биологических исследований в Арктике и Субарктике.
Образовательная программа «Управление биологическими ресурсами»
Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. (Экологическая доктрина Российской Федерации).
Важнейшей составляющей среды обитания человека являются биологические ресурсы. Это растения, животные, грибы, водоросли, бактерии, а также их совокупности – сообщества и экосистемы (леса, луга, водные экосистемы и др.). К биологическим ресурсам относятся также организмы, окультуренные человеком: культурные растения, домашние животные, использующиеся в промышленности и сельском хозяйстве штаммы бактерий и грибов.
Сокращение биоресурсов может привести к массовому голоду и другим непредсказуемым последствиям. Для эффективного использования и устойчивого развития биологических ресурсов ими необходимо грамотно управлять.
В сфере общего природопользования в качестве отдельного научного направления выделяют биологическое природопользование, отнеся к нему в практической сфере сельское, лесное, охотничье хозяйства, рекреацию и заповедное дело.
Образовательная программа «Управление биологическими ресурсам» базируется на дисциплинах и практиках дающих знания, умения и навыки в эксплуатации и преимущественно естественном воспроизводстве возобновляемых и частично возобновляемых ресурсов биосферы. Также в процессе обучения на образовательной программе «Управление биологическим ресурсами» обучающиеся наряду с получением профессиональных компетенций, учатся критически анализировать проблемные ситуации, вырабатывать стратегию действий, осваивают навыки организации командной работы.
Выпускники данной образовательной программы могут найти применение полученных в процессе обучения образовательных результатов в сферах сельского хозяйства, промышленности, заповедного дела, а также в профильных государственных структурах.