ФГТ, ОП, примерный учебный план
Вступительные испытания
Контрольные цифры приема
Цель образовательной программы – подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных к инновационной деятельности в соответствующей области химии и в смежных областях науки и высшего образования.
Основными задачами подготовки аспиранта являются:
– формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;
– углубленное изучение теоретических и методологических основ классической и современной физической химии (химической термодинамики, химической кинетики, электрохимии, коррозиологии);
– использование знаний и навыков в области физической химии для интерпретации, моделирования и прогноза физико-химических свойств широкого круга материалов, процессов их получения, планирования и проведения исследований, направленных на изучение и анализ физико-химических характеристик объектов исследования, анализ механизмов и кинетики электрохимических процессов;
– совершенствование философской подготовки ориентированной на профессиональную деятельность;
– совершенствование знаний иностранного языка для использования в научной и профессиональной деятельности;
– формирование компетенций, необходимых для успешной научно-педагогической работы в области химических технологий и смежных областях науки;
– наличие эрудиции и фундаментальной научной подготовки;
– умение формулировать научную тематику по избранной специальности;
– умение организовывать и вести научно-исследовательскую работу по избранной научной специальности;
– способность к инновационной деятельности в соответствующей области химических технологий;
– владение современными информационными технологиями;
– владение методикой преподавания в высшей школе.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает сферы науки, наукоемких технологий и химического образования, охватывающие совокупность задач современной физической химии, а именно химической термодинамики, химической кинетики, электрохимии, коррозиологии.
Объекты профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, – это интерпретация, моделирование и прогноз физико-химических свойств широкого круга материалов, процессов их получения, планирования и проведения исследований, направленных на изучение и анализ физико-химических характеристик объектов исследования, анализ механизмов и кинетики электрохимических процессов, научные задачи междисциплинарного характера.
Виды профессиональной деятельности выпускников:
– научно-исследовательская деятельность в области химической технологии;
– преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.
Универсальные компетенции:
– способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
– способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;
– готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
– готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках;
– способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности;
– способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
Общепрофессиональные компетенции:
– способность и готовность к организации и проведению фундаментальных и прикладных научных исследований в области химических технологий;
– владение культурой научного исследования в области химических технологий, в том числе с использованием новейших информационно- коммуникационных технологий;
– способность и готовность к анализу, обобщению и публичному представлению результатов выполненных научных исследований;
– способность и готовность к разработке новых методов исследования и их применение в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области химической технологии с учетом правил соблюдения авторских прав;
– способность и готовность к использованию лабораторной и инструментальной базы для получения научных данных;
– готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
Профессиональные компетенции:
– владение фундаментальными знаниями в избранной области химии в объеме, достаточном для решения научно-исследовательских задач;
– владение методами и методиками научно-исследовательской деятельности в избранной области химических наук;
– способность применить фундаментальные научные знания избранной научной деятельности при осуществлении преподавательской деятельности;
– владение методиками преподавания дисциплин избранной научной области.
Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры
В результате освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования обучающийся должен:
знать
современные достижения науки и передовые технологии в области физической химии; современные методы исследования, используемые при физико-химических исследованиях; теоретические представления химии, в том числе о строении и механизмах химических реакций; важнейшие методы квантовой химии; фундаментальные основы и методы синтеза химических соединений и материалов, в том числе и с заранее заданными свойствами; методы исследования структуры и функционально важных свойств химических соединений;
уметь
оценивать перспективные направления развития физической химии с учетом мирового опыта; анализировать взаимосвязь между составом, строением и свойствами соединений, в том числе наноструктурированных материалов; применять современные методы и средства исследования для решения конкретных задач физической химии; прогнозировать и использовать реакционную способность химических веществ в различных агрегатных состояниях и экстремальных условиях;
владеть
навыком планирования процессов решения задач физической химии; анализировать возможность создания новых технологий на базе проведенных исследований; работы с программно-аппаратными средствами для изучения физико-химических процессов.
Итоговая государственная аттестация
В итоговую государственную аттестацию входит подготовка и сдача государственного экзамена и защита выпускной квалификационной работы, выполненной на основе результатов научно-исследовательской работы.